В сегодняшней статье речь пойдет о необходимости включения расходов на техническое наблюдение и освидетельствование водных судов, осуществляемое классификационной организацией, а также иные услуги, оказываемые классификационной организацией, в связи с ремонтом водных судов (далее - суда) за пределами таможенной территории Союза в стоимость операций по переработке (ремонту) судов вне таможенной территории ЕАЭС.
Для лучшего понимания приведем небольшой пример. С распадом СССР большинство судоремонтных предприятий РФ прекратило свое существование. Водные суда, доставшиеся РФ, были далеко не в лучшем состоянии. Соответственно, остро стоял и стоит вопрос ремонта судов. Большинство судовладельцев для себя этот вопрос решали за пределами РФ.
В далекие 90-е и начале 2000-х годов из судовладельцев мало кто задумывался о необходимости декларирования подобного ремонта, однако времена изменились и таможенные органы научились отслеживать ремонты судов, произведенные за пределами РФ и взимать с этих сумм таможенные платежи.
Любые ремонтные работы на судне – это большие затраты, однако помимо этого, после выполненных работ судно необходимо освидетельствовать и эти работы также стоят не малых денег.
В связи с этим таможенные органы и участники ВЭД все чаще стали задаваться вопросом, а необходимо ли включать в стоимость переработки расходы на техническое наблюдение и освидетельствование водных судов, осуществляемое классификационной организацией, а также иные услуги, оказываемые классификационной организацией. Соответственно, от ответа на этот вопрос напрямую зависит сумма таможенных платежей, подлежащих уплате. Постараемся дать ответ на данный вопрос, подкрепившись мнением Минфина РФ (письмо от 20.08.2021 №01-02-02/27-67353).
Пунктом 2 статьи 186 Кодекса установлено, что стоимость операций по переработке вне таможенной территории Союза определяется как совокупность фактически понесенных расходов на: операции по переработке (ремонту); иностранные товары, использованные в процессе переработки (ремонта), если они не включены в расходы на операции по переработке (ремонту) (далее - Способ 1).
При этом согласно пункту 3 статьи 186 Кодекса в случае если заявленная при таможенном декларировании продуктов переработки стоимость операций по переработке вне таможенной территории Союза не подтверждена документально либо представленные документы не подтверждают заявленные сведения о стоимости таких операций, она определяется как разность таможенной стоимости продуктов переработки и стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории (далее - Способ 2).
Таким образом, определение стоимости операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС (далее - Стоимость переработки) как базы для исчисления таможенных пошлин, налогов при помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии обоими предусмотренными Кодексом способами должно приводить к одной величине.
С учетом изложенного, при решении вопроса о необходимости включения расходов на техническое наблюдение и освидетельствование судов, осуществляемое классификационной организацией, а также иные услуги, оказываемые классификационной организацией, в связи с ремонтом судов за пределами таможенной территории ЕАЭС (далее - Расходы), в Стоимость переработки необходимо учитывать следующее.
Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 Кодекса.
При определении таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (далее - метод 1) одним из условий применения метода 1 является продажа товаров для вывоза на таможенную территорию Союза (пункт 1 статьи 39 Кодекса). Если товары не являются предметом купли-продажи, метод 1 не применяется (пункт 6 Правил применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), утверждены Решением Коллегии ЕЭК от 20 декабря 2012 г. № 283) (далее - Правила).
Так как ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС суда - продукты переработки не являются предметом купли-продажи, при определении их таможенной стоимости метод 1 не применяется.
Чаще всего таможенная стоимость судов определяется по методу 6 (на основе метода 1) с допущением о том, что имеет место продажа судов для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.
В рамках такого допущения (гибкого применения метода 1) таможенной стоимостью ввозимых судов является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза (далее - ЦФУ) и дополненная в соответствии со статьей 40 Кодекса (далее - дополнительные начисления к ЦФУ).
При определении таможенной стоимости товаров по методу 1 либо по методу 6 (на основе метода 1) необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с различными видами договоров, в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС. Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС (пункт 3.1 Правил). Приведенные нормы связаны с определением ЦФУ как общей суммы всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца (пункт 3 статьи 39 Кодекса, абзац первый пункта 5.1 Правил).
Вопрос о необходимости включения Расходов в состав ЦФУ связан с возможным наличием требований продавца товаров о несении покупателем Расходов.
При этом подобные требования могут вытекать не только непосредственно из договора с продавцом, но и из законодательства, действующего на территории страны, где осуществляется изготовление, переработка (ремонт) судна.
Таким образом, в ситуации, когда у покупателя судов отсутствует возможность их приобретения, в том числе фактического получения у продавца без несения Расходов, Расходы подлежат включению в таможенную стоимость судов в составе ЦФУ.
В ситуации, когда со стороны продавца судов отсутствуют требования по несению покупателем Расходов, и, соответственно, покупатель имеет возможность приобретения судов без Расходов, несение Расходов осуществляется по инициативе покупателя судов либо с учетом требований законодательства, действующего на территории Российской Федерации, основания для включения Расходов в ЦФУ отсутствуют.
В части включения Расходов в состав дополнительных начислений к ЦФУ необходимо учитывать, что законодательно установленный в пункте 1 статьи 40 Кодекса перечень дополнительных начислений к ЦФУ носит закрытый характер, и Расходы в нем не поименованы.
Следовательно, вопрос о включении Расходов в Стоимость переработки необходимо решать исходя из возможности либо отсутствия возможности декларанта получить продукты переработки (суда) без несения Расходов.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал для участников ВЭД