Найти в Дзене

Научная загадка: почему люди любят музыку?

С эволюционной точки зрения нет никакого смысла в том, что музыка влияет на наши эмоции так, как они влияют. Когда наши предки начали заботиться о музыке и почему? И этот вопрос уже много лет озадачивает ученых: почему такая абстрактная вещь, как музыка, вызывает столь устойчивые эмоции? Возможно, наша любовь к музыке была случайностью. Мы развили эмоции, которые помогают нам ориентироваться в жизни, например, страх в опасных ситуациях и радость в социальных ситуациях. И каким-то образом тона и ритмы музыкальной композиции могут активировать определенные области нашего мозга. Вот несколько теорий Наш мозг любит паттерны; паттерны помогают нам понять мир, а музыка - это паттерн. Исследования показали, что когда мы слушаем музыку, наш мозг выделяет допамин, заставляя нас чувствовать себя счастливыми. В одном исследовании, опубликованном в журнале Nature Neuroscience, ученые обнаружили, что выброс дофамина наиболее силен, когда музыкальное произведение достигает эмоционального пика. Это м
Оглавление

С эволюционной точки зрения нет никакого смысла в том, что музыка влияет на наши эмоции так, как они влияют. Когда наши предки начали заботиться о музыке и почему? И этот вопрос уже много лет озадачивает ученых: почему такая абстрактная вещь, как музыка, вызывает столь устойчивые эмоции? Возможно, наша любовь к музыке была случайностью. Мы развили эмоции, которые помогают нам ориентироваться в жизни, например, страх в опасных ситуациях и радость в социальных ситуациях. И каким-то образом тона и ритмы музыкальной композиции могут активировать определенные области нашего мозга.

Вот несколько теорий

Наш мозг любит паттерны; паттерны помогают нам понять мир, а музыка - это паттерн. Исследования показали, что когда мы слушаем музыку, наш мозг выделяет допамин, заставляя нас чувствовать себя счастливыми. В одном исследовании, опубликованном в журнале Nature Neuroscience, ученые обнаружили, что выброс дофамина наиболее силен, когда музыкальное произведение достигает эмоционального пика. Это может объяснить, почему нам нравится музыка, ведь она так влияет на наши чувства. Но это все равно не объясняет, почему мы вообще испытываем такую симпатию. Обычно наш мозг выделяет дофамин во время поведения, необходимого для выживания, - в качестве адаптации, которая побуждает нас делать больше таких действий. Но музыка не имеет такого же значения. Одна из возможностей заключается в том, что она служит функцией нашей любви к шаблонам.

Скорее всего, мы научились распознавать и ценить закономерности, потому что это необходимый навык для выживания. Означает ли шелест деревьев, что над нами затаилась опасность? Намекает ли запах дыма на то, что на моем пути может возникнуть пожар и что мне следует бежать? Когда мы слушаем, мы всегда предвкушаем, какие гармонии, мелодии и ритмы могут последовать за ними. Именно поэтому нам обычно не нравятся незнакомые жанры музыки. Когда мы не знакомы с каким-то видом музыки, у нас нет основы для предсказания ее паттернов. Когда мы не можем предсказать музыкальные паттерны, нам быстро становится скучно. Из своей культуры мы узнаем, какие звуки являются музыкой, а остальное - просто случайный шум.

Музыка может обмануть мозг

Эти объяснения могут объяснить, почему мы испытываем радость от музыки, но все же не раскрывают весь спектр эмоций, которые может вызывать музыка. Когда мы слушаем музыкальное произведение, его ритм цепляет нас в процессе, называемом "увлечением". Увлечение заставляет нас постепенно входить в синхронизм с его ритмом. Если музыка звучит в быстром темпе, наше дыхание и сердцебиение ускоряются в соответствии с ритмом. Затем наш мозг может интерпретировать это возбуждение как волнение. Исследования показали, что чем приятнее для нас музыка, тем выше уровень возбуждения.

-2

Согласно другой теории, музыка воздействует на участки мозга, которые настроены на речь, передавая все наши эмоции. "Наш мозг особенно хорошо чувствует эмоции в речи, - утверждает Окутюрье из Французского института науки. Мы хотим понять, счастливы ли окружающие нас люди, грустят, боятся или злятся. Как более высокочастотные голоса звучат счастливее, так и большая часть информации может содержаться в одном тоне интонации человека. Музыка в таком случае может быть версией преувеличенной речи. "Каким бы счастливым ни был мой голос, фортепиано, скрипка или труба могут сделать его в 100 раз более счастливым", - говорит Окутюрье, потому что эти инструменты могут создавать гораздо более широкий диапазон нот, чем человеческий голос. Мы склонны отражать эмоции, которые слышим в других; если музыка имитирует счастливую речь, слушатель тоже станет счастливым".