Когда православный человек слышит о предопределении, то в его воображении сразу возникают кришнаиты в жёлтых шароварах и с латунными тарелками в руках. Нет, речь пойдёт не о колесе Сансары, и реинкарнация тут ни при чём.
.
В православном христианстве есть собственное учение о предопределении. Оно основано во многом на словах апостола Павла: «а кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 30). Смысл заключается с одной стороны - в Воле Божией, которую верующие называют Промыслом, а с другой – проявление воли человеческой.
.
Для того, чтобы разобраться в столь сложных материях давайте обратимся к примерам из жизни. Представим человека, которого Бог предопределил быть христианином. Некоторые могу ненароком представить, что Господь нажал какую-то небесную кнопку и перевёл его в соответствующий режим? Ошибка.
.
Согласно православному вероучению, всё происходит несколько по другому. К примеру, Бог видит расположение души человека (добрый, отзывчивый, милосердный), который готов принять веру. Но главное условие – человек должен быть не против. Опять же, не смотря на определение в избранные, человек может охладеть и забыть о своей вере. То есть дальше в процесс включается сам человек.
.
Или вот другой пример. Бог предопределяет человеку быть священником. Но христианин волен остаться в роли мирянина. И это ни плохо, ни хорошо. Поскольку бывают и недостойные священники, и невоцерковлённые миряне. Это не ошибка небесной канцелярии, а немощь, страстность человеческой природы. То есть предопределение реализуется произволением Божьим, но в согласии с волей человека. Таков механизм того, что мы называем синергией или соработничеством. Люди помогают выполнять замысел Господа о человечестве. И задача каждого христианина стать максимально эффективным инструментом в планах Бога. А для этого нужно не проворонить момент, когда нужно сделать правильный выбор. Для этого и необходима чистота души.