Богородицу часто называют образцом смирения и кротости. «Она была Девой не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения и трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьей Своих мыслей» (Амвросий Медиолнанский). Она ничего не сказала Елизавете после Благовещения, ни единым словом не выдала того, о чем ей сообщил ангел. Она не стала оправдываться перед Иосифом, когда он усомнился в ее верности и чистоте. Наконец, она – мы об этом ничего не знаем ни из Писания, ни из Предания – не роптала в Великую Пятницу, и никого не обвиняла: ни Понтия Пилата, ни синедрион, ни иудеев, ни римских солдат, ни учеников, многие из которых отвернулись от Христа. Это три примера того поведения, который нам сложно вместить, сложно понять. Для обычного человека совершенно естественно поделиться охватившей его радостью: мы ведь спешим рассказать о своей удаче, показать хороший вид из окна или фотографию вкусного завтрака в инстаграме. Не говоря уже о глобальных переменах в жизни: свадьба, рождение детей, новая работа. А тут речь идет о том, что именно ТЫ оказался в центре вселенной. Для обычного человека совершенно нормально, когда ты не виноват, оправдываться, особенно перед тем, кто ему дорог: он приведет сотни аргументов, назовет сотни причин, почему нужно верить именно ему, и не успокоится, пока не убедит своего ближнего. Более чем нормально открыто скорбеть об утрате и искать виновных – тем более, если эти виновные не прячутся: мы затаим обиду, прекратим общаться с виновными или, наоборот, затаскаем их по судам. Повторюсь, все это совершенно нормальные, совершенно естественные модели поведения. Но они оказались неприемлемы для Богородицы. Потому что Ее миссия, Ее служение требовали полного отказа от собственных, сиюминутных интересов.
Мы часто не понимаем, что быть «превыше естества» - это не столько творить чудеса, быть прозорливым, изгонять бесов, сколько отказываться от шаблонных, естественных моделей поведения. Это сложно для человека, но если он хочет сохранить себя, сохранить себя для Бога, сохранить то дело, которым он служит Богу, это часто бывает просто необходимо. В этом мы можем подражать Пресвятой Богородице.
2