Найти тему
СЛОВО

Антигерои

В связи с высказываниями первых лиц государства – Путин что-то сказал о Малюте Скуратове, Лавров что-то сказал о Сталине – возобновились дискуссии о роли злой личности в истории. Я бы сказал, что политики говорят об исторических деятелях прошлого, чтобы, как говорится, «послать месседж» современникам, прежде всего, политикам, особенно политикам других государств. Что это месседж означает - разбираться политологам. Задача историков – рассказать, как оно было на самом деле. А что «простые люди»?..

Человек, который специально не занимается историей, чаще всего воспринимает ее как большой роман со множеством действующих лиц, с завязкой, кульминацией (или множеством кульминацией) и развязкой, например, победой или поражением в войне. Конечно, в этом романе должны быть и антигерои. В русском романе есть герои – святой Владимир, святой Александр Невский, Петр I, Екатерина II, Суворов, Кутузов. Есть безусловные антигерои – например, тот же Малюта Скуратов или генерал Власов. Но если есть роман, наверно, есть и писатели, те, кто устанавливает тот или иной взгляд на историю: это авторы учебников, поэты, режиссеры, писатели, медиаменеджеры. Они как бы создают для нас очки, через которые мы смотрим на свою исорию, то есть во многом на самих себя. Не знаю, как вас, а меня сама эта мысль немного пугает: получается, что огромная часть моего самосознания сформирована совершенно конкретными людьми, в честности которых я совершенно не могу быть уверен. А что если завтра они захотят переписать наш национальный роман, объявив героев антигероями, а антигероев героями? Я боюсь за свою свободу.

Но мы, христиане, призваны к свободе. Ничто нами не должно обладать, кроме Христа. Если мы родились в России, мы можем принимать и ее «исторический роман». Но он не должен владеть нами. Каков критерий? Очень просто: спор об истории, даже спор о Сталине или Малюте Скуратове не должен быть поводом для распри, для ненависти к другому человеку, для унижения ближнего. «Пусть дело не исполнится так, как вы хотите, - пишет Авва Дорофей, - но будет так, как случится и как требует того нужда, нежели, чтобы от усилия вашего или самооправдания, хотя бы они и были благовидны, вы смущали или оскорбляли друг друга и через то теряли многое ради малого. Случается же часто, что иной теряет и то и другое и совершенно ничего не исполняет, ибо таково свойство любящих спорить».