Первый урок в восьмом классе позади, школьники поняли, что весь год будут изучать самих себя, получили домашнее задание — подумать над тем, почему дельфин, имея развитый мозг, не стал разумным. Продолжаем.
Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Планирование темы «Введение. Общий обзор организма человека» здесь.
Разработка первого урока «Место человека в системе природы» здесь.
Любой урок рекомендую начинать приемом «Брать быка за рога». То есть обходиться без нудных опросов и перекличек, а сразу вовлекать школьников в продуктивную мозговую деятельность. Опрос тоже будет, но попозже, когда даже двоечникам станет ясно, зачем он нужен.
Итак, смотрим на иллюстрацию, где представлены размеры мозга некоторых млекопитающих. И ничего, что на английском. Во-первых, межпредметные связи никто не отменял. Во-вторых, мы же готовим детей к взрослой жизни, где далеко не вся информация изложена на комфортном родном.
Поскольку я не питаю иллюзий относительно трудолюбия большинства учеников и прекрасно понимаю, что далеко не все думали дома о дельфинах, начинаем с работы в группах. Как это дело у меня организовано, рассказываю здесь.
Если в группе найдется тот, кто задание выполнил, он с удовольствием посвятит в свои размышления других. Если нет, то поговорят, обсудят. Как правило, у каждой группы находится мысль, достойная обсуждения в классе.
Идею, предложенную каждой группой, коротко записываю на доске, лучше какими-нибудь значками — это быстро и развивает память и интуицию. Никогда не говорю: ты не прав, неверно и т. д. Какую бы чушь ни нес ребенок на этом этапе, моя реакция: «О, еще один вариант в нашу копилочку». Группа все равно поймет, что ответила неверно, когда оппоненты начнут разносить записанные на доске идеи.
Приходим к выводу, что дельфину не хватает рук. Даже если он что-то придумает, воплотить задуманное не сможет. Рука и мозг развиваются в паре, в сотрудничестве. Дети обязательно припомнят термин «мелкая моторика» и к месту приплетут его.
Однако этим этапом увлекаться не стоит, потому что впереди много интересного.
Настало время экспресс-опроса. Сначала дети с мест называют признаки сходства человека с животными (материал предыдущего урока), потом — признаки различия.
Я специально задавала на дом читать весь параграф 2, несмотря на то, что половину материала этого параграфа мы изучаем сегодня. С точки зрения ребенка это здорово: учитель вводит новый материал, а я, ученик, его уже частично знаю и могу вставить верные ответы!
В принципе, это элемент технологии «Перевернутый класс», которую я очень уважаю, но целиком использовать стала бы только в старшей школе, причем в мотивированных классах.
Чтобы «устаканить» в голове отличия человека от животных, снова работаем в группах. Задание вы видите на фото. Зеленая кнопка — гиперссылка. По клику открывается список отличий, содержащийся в параграфе (изначально его, разумеется, на доске нет). Спрашиваю, почему чашевидный таз выделен красным. Догадываются, что этого пункта просто нет в тексте.
В нижнем углу кнопка со знаком вопроса. Это тоже гиперссылка, ведущая к вопросу «Какие еще различия, кроме анатомических, существуют между человеком и приматами?» (изначально его на слайде нет). Если времени мало, вопрос можно пропустить, однако он довольно важен, поскольку учебник ограничивается анатомией. Я же считаю важным добавить мысль о абстрактном мышлении, фантазии, стыде и совести, рефлексии, пожизненной взаимопривязанности родителей и детей, чувстве прекрасного и вере в потустороннее, что весьма характерно для человека.
Однако, несмотря на выраженную социальность, человек как вид подвержен эволюционному процессу. Это очень хорошо заметно на примере рас. Опять же, материал знакомый (заданный на дом параграф), поэтому можно обсудить значение некоторых приспособлений. Например, темной и светлой кожи по отношению к уровню ультрафиолета под разными широтами.
Но здесь есть такой тонкий момент — дети бывают не по годам развиты, а диапазон их эрудиции непредсказуем. Дети, «прошаренные» в религии, могут вспомнить библейский сюжет о Хаме, который как бы оправдывает негатив в сторону негроидной расы. Опять же, дети могут знать о Джордже Флойде или о высказываниях Джеймса Уотсона, за которые он лишен почетных званий. Это может привести к ненужной дискуссии (у нас урок биологии, а не обществознания) и увести урок в сторону. Поэтому расы я обсуждаю не во всех классах.
Вот на все это должно уйти не более 20 минут. Потому что впереди у нас — науки о человеке и их методы.
У детей есть заранее заготовленный опорный конспект, на котором они делают минимум записей (экономия времени). Смотрим материал параграфа 1 и выявляем объекты изучения каждой из этих наук. Записываем.
А дальше на богатом иллюстративном материале знакомимся с методами каждой науки. Например, в качестве примера науки эпохи Возрождения можно показать картину Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюльпа» (картина содержалась в рекомендованном учебнике Батуева, поэтому не думаю, что она противопоказана детям»). А примером современных методов может служить фотография рентгеновского аппарата или прибора УЗИ.
Примерами методов физиологии могут служить рисунок, иллюстрирующий «мнимое кормление» и фотография, показывающая электрокардиографирование.
Самое интересное, на мой взгляд, это методы гигиены, потому что здесь можно снова организовать работу в группах и решить биологическую задачу. Задание на фото.
Дети очень быстро понимают, что у них нет критерия, по которому можно определить пригодность источников. Обращаемся к конспекту и видим, что среди прочего гигиенисты определяют причины заболеваний и возможности организма. Следовательно, нам нужно знать, какое влияние оказывает хлор на организм. Это и есть промежуточный ответ, к которому мы стремимся.
Первая желтая кнопка — гиперссылка, по которой открывается текст о вреде хлора.
Думаем дальше - каковы возможности организма. Дети должны прийти к мысли о некоей предельной нагрузке этого газа на организм. Сообщаю о том, что это называется предельно допустимая концентрация. По второй кнопке открывается ПДК хлора в питьевой воде. Вот теперь дети вооружены знанием о том, можно ли пить воду из представленных источников.
Заканчиваю урок закрепляющим опросом по основным пунктам изученного материала. На дом читать параграф 1, быть «как рыба в воде» в опорном конспекте 1. В качестве интриги — принести либо чайную ложку, либо палочку от мороженого.
Для детей гуманитарного склада подойдет необязательное задание, имеющееся на стр. 11 под рубрикой «Подумайте». Если у вас нет такого учебника, приведу его полностью:
Почему здоровье человека (по определению Всемирной организации здравоохранения) не только объективное (реальное) состояние, но и субъективное (личное) чувство полного физического, психического и социального комфорта?
Я ни разу не гуманитарий, на такой вопрос красиво не сформулирую, но тем более любопытно бывает почитать, что на эту тему напишут дети.
Следующий материал будет посвящен лабораторной работе «Строение клетки человека». Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!