Найти тему

The Beatles. Возвращение

The Beatles на киностудии Твикенхэм. 7 января 1969 года, Итан А. Рассел/ © Apple Corps Ltd.
The Beatles на киностудии Твикенхэм. 7 января 1969 года, Итан А. Рассел/ © Apple Corps Ltd.

Неслыханный ранее «Let It Be»: Эксклюзивное руководство по новой расширенной классике The Beatles

Новый бокс-сет специального выпуска прольет свет на непонятый шедевр The Beatles. Вот 10 самых откровенных моментов

автор: Роб Шеффилд, Rolling Stone

Из всех классических альбомов The Beatles «Let It Be» — тот, у которого самая устрашающая репутация. Мы все привыкли слушать это как альбом распадающейся группы. Тот, где Четверка разваливается на части. Тот, который они начали как возрождение к истокам, пока он не стал их надгробием. Грязный саундтрек к фильму, который появился в мае 1970 года, как раз когда группа распадалась. Тот, который изменил Фил Спектор. Их самая мрачная, самая противоречивая музыка. Но это еще не вся история. Это также альбом с классикой, такой как «Let It Be», «Across the Universe», «Get Back» и «Two of Us». Пусть это будет всегда вызывать вопрос: как Джон, Пол, Джордж и Ринго создавали такую возвышенную музыку в свой темный час?

В этом и заключается увлекательная тайна «Let It Be» — и она вот-вот станет еще более увлекательной. Журнал Rolling Stone отправился в эксклюзивный тур один на один по новому специальному выпуску «Let It Be», который выходит 15 октября. Это важный бокс-сет, который, наконец, находит место этой дико непонятной музыки в истории The Beatles.

«Это альбом конфликта», — говорит продюсер Джайлс Мартин, сын покойного Джорджа Мартина. — «Как ни странно, не конфликта внутри группы, несмотря на то, что думают люди, а творческого конфликта. Это самый креативно противоречивый альбом, который сделали The Beatles, потому что они не были уверены в том, что делают».

«Let It Be» идет после потрясающих сетов для «Sgt. Pepper», «White Album» и «Abbey Road», открывая хранилища, чтобы пролить новый свет на музыку, которую, как вы думали, вы уже знали. В музыке есть боль, но есть и неоспоримые моменты тепла, смеха, братства. Это коренится в дружбе, будь то Джордж, помогающий Ринго написать «Octopus’ Garden», или Пол и Джон, пишущие «I’ve Got a Feeling». Во всем этом проекте «Get Back/Let It Be» есть что-то такое прекрасное и безумное, что могло прийти в голову только The Beatles.

«Я вижу, «Let It Be» как супружескую пару, чьи отношения поизносились», — говорит Мартин. — «Они говорят, что нам нужно вернуться на старое место и пойти на те свидания, на которые мы ходили раньше. Но, проделав это, они понимают, что это место было просто старым, и им все равно не о чем говорить. «Нам нужно вернуть нашу сексуальную жизнь, давай снова пойдем в тот клуб», — но потом осознают, что музыка слишком громкая. И что им нужно сделать, так это переехать куда-то вроде “Abbey Road”».

Мартин и инженер Сэм Окелл сделали ремикс альбома в стерео, 5.1 объемном DTS и Dolby Atmos. Специальное подарочное издание идет с сокровищницей из четырех дисков с ауттейками, демо-записями и ранее никем неслыханными драгоценными камнями, включая оригинальную версию так и не выпущенного альбома «Get Back» Глина Джонса. Сегодня впервые доступны три новых трека: новый стереомикс «Let It Be», первое исполнение на крыше «Don’t Let Me Down» и оригинальная версия «For You Blue».

Но настоящее удивление заключается в том, как музыка наполнена теплом и юмором. Когда все четверо The Beatles джемуют «Oh Darling», упиваясь красотой "ду-уап", они тянут это так, словно рассказывают всю историю своей дружбы. Когда Джон собирается спеть «Don’t Let Me Down» на крыше, он трогательно просит Ринго о моральной поддержке в барабанном вступлении: «Сделай для меня хорошее большое кссссш, ты знаешь. Чтобы дать мне смелость проораться».

«Let It Be» всегда преследовал фильм, который сопровождал его, хотя вряд ли кто-то действительно его видел. Большинству фанатов известна только сцена из «Антологии», в которой Джордж и Пол ссорятся из-за гитарной партии, а Джордж усмехается: «Что бы это ни было, это тебе понравится, я это сделаю». Это было скандально, потому что в 1970 году мир был потрясен, потрясен, узнав, что музыканты спорят. Но с точки зрения сегодняшнего дня, эта борьба абсурдно приручена по стандартам рок-звезд. Для такой группы, как Aerosmith, это был бы самый дружеский разговор за весь день. Мартин смеется над этой мыслью. «Я работал с Aerosmith, продюсируя их шоу в Вегасе, благослови их Бог», — говорит он. — «Даже спор об их рейсах в Бостон был хуже, чем это».

Новый «Let It Be» сопровождает совсем другой фильм: «Get Back», документальный сериал режиссера Питера Джексона. Это шесть часов за три ночи на Disney+, начиная с 25 ноября. Оба проекта являются частью волны восторга от недавней активности The Beatles: хитовые альбомы Пола «McCartney III» и «III Imagined», EP Ринго «Change the World», потрясающий бокс-сет Джорджа «All Things Must Pass». Не говоря уже о документальном фильме Пола с Риком Рубином, «McCartney 3,2,1».

Питер Джексон сначала не был уверен в идее «Get Back». «Как давний поклонник Beatles, я действительно не ждал этого с нетерпением», — сказал он Rolling Stone в прошлом году. «Я подумал, что если то, что мы видели, — это то, что они позволили людям увидеть, то какими будут остальные 55 часов? Когда я пришел в Apple, у меня отяжелели ноги. Я подумал: «Я должен быть взволнован, но я просто боюсь того, что я сейчас увижу». Но когда он увидел кадры, как он сказал: «Все, что я думал, что знал, изменилось».

То же самое относится и к альбому. Мифология определенно не в ладах с музыкой. Как говорит Мартин: «Первоначальная концепция «Get Back» заключалась в том, что Beatles говорили: хорошо, мы собираемся записать концертный альбом. Мы собираемся сыграть концерт, который мы еще не планировали. У нас должны быть песни, которые мы на самом деле еще не написали, и мы собираемся сделать это через три недели, и мы собираемся снять это на пленку. Такова была эта концепция. И даже для Beatles это смело».

В Super Deluxe-издании вы можете услышать, как группа смеется над тем, как сильно они ненавидят камеры или как сильно они ненавидят вставать по утрам. (Джордж кряхтит: «Сейчас у нас дневная смена».) Вы слышите, как входит Ринго и говорит: «Всем доброе утро — еще один яркий день. Доброе утро, камера». Они жалуются на еду, а Джордж просит сырный соус для своей цветной капусты. Они работают над песнями, которые оказались на «Abbey Road», такими как «Polythene Pam» и «She Came In Through The Bathroom Window». Пол помогает Джону написать «Gimme Some Truth». Там есть вокальное демо для приглашенного клавишника Билли Престона, исполняющего стандарт 1920-х годов «Without a Song».

Но вы также можете услышать гнев, который вырвался наружу, когда Джордж ушел и покинул группу на неделю. «Вы можете понять, почему он злится», — говорит Мартин. — «Он дружит с Эриком Клэптоном, он тусуется с Band и Рави Шанкаром, он женат на супермодели. Для него есть гораздо более счастливый мир за пределами Beatles. Но здесь он застрял в Твикенхэме, где его песни на самом деле не слушают».

Один из самых прекрасных моментов наступает, когда Джордж уговаривает группу сыграть «All Things Must Pass». И все же его по-прежнему считают надоедливым младшим братом. «Вы часто видите, как Джордж и Ринго сидят вместе», — говорит Мартин. — «Джорджа все еще не воспринимали всерьез. Он писал песни, но не был главным поставщиком еды. Его песни были десертом, а не основным блюдом. Джон называет Джорджа ‘Харрисонгами’ — «Где Харрисонги?» У Джорджа есть своя издательская компания. Они Леннон-Маккартни, а он нет. Он Харрисонс… Такова динамика в фильме «Let It Be». Он определенно все еще остается аутсайдером».

Работа Фила Спектора над этим альбомом всегда была печально известна. Мартин говорит: «Мой отец хотел, чтобы продюсерская заслуга была обозначена как «Спродюсировано Джорджем Мартином, Перепродюсировано Филом Спектором». Наиболее известно, что мистер «Стена Звука» наложил дрянные струны, арфу и хор на «The Long and Winding Road». Пол пытался исправить эти ошибки, когда выпускал деспекторизированный «Let It Be…Naked» в 2003 году. «Я говорил Полу на [студии] Abbey Road: “Я знаю, что ты никогда не был доволен наложениями. Но нет смысла сводить альбом не в том виде, в каком его знают люди. Мы действительно не можем изменить историю”», — говорит Мартин. — «Он сказал: “Да, но не могли бы вы прибрать арфу на «The Long and Winding Road»?” Так что да, была небольшая подвижка, мы немного убрали арфу, но ты не так много можешь сделать».

Глин Джонс собрал оригинальную пластинку «Get Back», впервые представленную здесь. Он дал Beatles то, о чем они просили: сырой как будто снятый скрытой камерой материал об этих сессиях. Но, к их ужасу, это звучало скучно и убого. Это одно из странных достижений этого издания — некоторые поклонники могут быть шокированы, обнаружив, что замечают все то, что Фил Спектор на самом деле сделал — правильно. Но все же решение оставить «Don’t Let Me Down» с 35-минутного альбома вместо «I Me Mine» или «Dig It» остается преступлением против истории.

-2

Покойный Брайан Эпштейн, который умер менее чем за два года до начала сессий в Твикенхэме, незаметно присутствует в музыке, как и в фильме, где Пол говорит: «Папы больше нет», — добавляя: «Мы были очень негативны с тех пор, как мистер Эпштейн скончался». Это часть мрачного тона альбома. «Было много потерь», — говорит Мартин. — «Я имею в виду, что они потеряли Брайана и потеряли друг друга».

В том, как Beatles стремятся вернуть свои ранние дни, есть пафос. ««Let It Be», это единственный раз, когда Beatles попытались вернуться туда, где они были раньше, — вот почему они расстроились», — говорит Мартин. — «В старые времена «Rubber Soul» и «Revolver» Джон и Пол не уходили домой. Они все время были заперты вместе, писали песни. В «Let It Be» вы видите, как они уходят домой, а потом возвращаются утром, и у них нет никаких песен. Они смотрели телевизор. Сама идея “Давайте напишем концерт, а затем выступим” с самого начала является действительно ошибочной идеей». Они восстановились позже в том же году с Джорджем Мартином на «Abbey Road». «Что делает «Abbey Road» успешным, так это то, что он ни к чему не возвращается», — говорит Джайлс Мартин.

Супер Делюкс «Let It Be» идет с книгой в твердом переплете с вступлением Пола Маккартни, а также словами Джайлса Мартина, Глина Джонса и историографов битлов Кевина Хаулетта и Джона Харриса, а также фотографиями Итана Рассела и Линды Маккартни. Есть также отдельная (но важная) книга под названием «The Beatles: Get Back», которая выходит 12 октября в издательстве Apple/Callaway. В книге есть фотографии Рассела и Маккартни, текст Питера Джексона и Ханифа Курейши, но лучше всего стенограммы сеансов, которые читаются на странице почти как диалоги Сэмюэля Беккета.

Как и фильм «Get Back», альбом «Let It Be» полон обезоруживающей теплоты. Все обмениваются пожеланиями “С Новым годом” в первую неделю января 1969 года, когда Джордж Харрисон спрашивает о жене мистера Мартина Джуди. «Для меня это забавно», — говорит Джайлс Мартин. — «Я родился 9 октября 1969 года. Итак, в один из этих дней я был зачат. Я понял: «О Боже, какой это был день? Так вот почему у моего отца улыбка на лице?»

Прослушивание атмосферного микса Мартина и Окелла само по себе является откровением: «Two of Us» становится звуком, когда Пол поет в одно ухо, Джон в другое, а Ринго колотит вас в грудь, доказывая, как всегда, что он-сердцебиение, управляющее музыкой.

Пол Маккартни, например, полностью понимает, почему люди все еще жаждут большего количества деталей Beatles. «Вот что хорошо в этом предстоящем фильме Питера Джексона “Get Back”», — сказал Пол в интервью Rolling Stone в прошлом месяце. — «Он очень тщательно оставлен во многом из них. И таким образом, вы видите вещь во всей ее полноте. Вы видите маленькие спокойные моменты. Это действительно означало, что он закончил 80-часовой редакцией, потому что он просто очень уважительно сохранил все эти маленькие моменты. Но я уверен, что найдутся фанаты, которые захотят 80-часового шоу». По правде говоря, ему это нравится не меньше, чем любому другому фанату Beatles: «Я имею в виду, здорово слышать, кем мы были».

Все эти годы спустя он не одинок в этом. Пусть будет так.

Вот 10 самых откровенных моментов из нового специального выпуска «Let It Be».

  1. “All Things Must Pass”

“Эмоции от этого очень, знаете ли, групповые (в оригинале Band-y — ред.) ”, — объясняет Джордж Харрисон, имея в виду свое недавнее пребывание в Вудстоке с The Band и Бобом Диланом. Он скромен со своими товарищами, говоря: «Если есть кому присоединиться, я был бы признателен». Эта версия поразительно красива, когда все поют вместе под драматические барабанные партии Ринго, а Джон добавляет строки о макробиотических таблетках. Но насмешки Джона стали такими оскорбительными, что Джордж уволился. Песня была сохранена для его сольной эпопеи 1971 года. Как говорит Джайлс Мартин: «All Things Must Pass»— просто странно, что этого нет ни на «Abbey Road», ни в «Let It Be».

2. “Two of Us” (Дубль 4)

Версия в стиле кантри, с Джоном и Полом, добавляющими блюзовые ноты для цепляющей фразы “мы собираемся доооооомоой". Джон цедит интонации строк в стиле Дилана, такие как “in the sun”. Вы можете услышать, почему они поняли, что песня была еще более мощной с более сухим, более стойким вокалом, но все же это красота. Хотя “Two of Us” были песней о любви к Линде, Пол написал на своем на листе с текстом «A Quarrymen Original».

3. “Oh Darling”

Этот джем на «Oh Darling» это нокаут — эмоциональная изюминка бокса. Джон и Пол поют ее вместе, разыгрывая диалог. (Пол: “Верь мне, когда я говорю тебе!” Джон: “О, я знаю!”) Джон начинает фристайлить: «Только что услышал, что Йоко только что развелась! Наконец-то свободна!» Краткий фрагмент был в «Anthology 3», но та версия едва намекала на такую. Это постоянная тема для Джона и Пола — они постоянно возвращались к этим рок-н-ролльным балладам старой школы, чтобы вступать в разговор, который они не могли вести никаким другим способом.

The Beatles в студии Apple 24 января 1969 года. Итан А. Рассел/ © Apple Corps Ltd.
The Beatles в студии Apple 24 января 1969 года. Итан А. Рассел/ © Apple Corps Ltd.

4. “Gimme Some Truth”

Джон сделал ее сольной классикой на «Imagine», но на данном этапе над этой песней они с Полом работают вместе. (“Должны ли мы сделать "Hypocrites" и написать эту часть?’) Но они слишком рано сбежали, напуганные камерами. «Вот почему у них не было такой дисциплины написания песен, как раньше», — говорит Джайлс Мартин. — «Они начинают, но там есть съемочная группа, и им неудобно сочинять. Так вот, если бы это был 1965 год, они были бы заперты в гостиничном номере и закончили бы песню. Вот в чем разница».

5. “Octopus’ Garden”

Ринго спрашивает остальных: «Вы слышали про осьминога?» Он играет партию пианино с двумя пальцами (Джордж шутит: “О, он выучил минор"), поет первые несколько строк, а затем говорит: «Это все, что у меня есть». Все весело смеются. Если бы этот момент закончился здесь, это все равно было бы прекрасной данью уважения единению Beatles. Но Джордж хватает свою гитару и помогает ему превратить ее в классику, просто из великодушия и дружбы. Так кто же будет играть на барабанах? Джон говорит: «Я думаю, Пол захочет играть на барабанах, не так ли? Своей сильной левой рукой. Я не сяду за эту установку без сигаретки в руке!»

6. “Something” (Репетиция)

Джордж приходит к остальным с идеей, над которой он работал в течение шести месяцев, начиная с “Что-то в том, как она двигается”. Но он застрял на второй строке. Джон предлагает: «Просто говори все, что приходит тебе в голову. “Привлекает меня, как цветная капуста”». — наставляет он Джорджа ободряющей речью о песенном искусстве. — «Ты просто продолжаешь, продолжаешь и продолжаешь, а потом возвращаешься к этому. Или нет».

7. “Don’t Let Me Down/Dig A Pony/I’ve Got a Feeling” (Глин Джонс Микс)

Кульминация давно потерянного «Get Back» Глина Джонса: 11-минутный сет «Don’t Let Me Down», «Dig A Pony» и «I’ve Got a Feeling», сшитые вместе в одну длинную песню.

8. “Maggie Mae/Fancy Me Chances With You”

Один из самых невероятных моментов: энергичная игра с ливерпульской народной мелодией в кельтском стиле о карманнице с Лайм-стрит «Maggie Mae». (На обложке «Let It Be» написано «Maggie Mae».) Пол кричит: «Возьми это, Мэгги!» Он и Джон переходят к ранней скиффл-песне, которую они написали в подростковом возрасте: «Fancy Me Chances With You». Это всего минута, но ыы можете услышать, почему это поразило их, как глоток свежего воздуха.

9. “Let It Be”/“Please Please Me”

Пол исполняет величественный фортепианный гимн «Please Please Me», один из самых ранних хитов Четверки. Но это не ироничная шутка — он демонстрирует, как две песни проистекают из одной и той же эмоции, даже с разницей в шесть лет. Джон кряхтит: «Да ладно, у меня в этой песне только две ноты».

10. “For You Blue” (Дубль 4)

Джордж появлялся на сеансах со сложными, интроспективными песнями, такими как «Isn’t It A Pity» и «Hear Me Lord», — но они не соответствовали грубости, присущей основам. «For You Blue» стал изюминкой благодаря спонтанному блюзовому свингу Джорджа на акустической гитаре, в то время как Джон играет вслед на стил-слайд-гитаре, Пол на фортепиано, Ринго на барабанах. Вся группа синхронизирована. «Это звучало прекрасно!» — восторгается Джордж конце. — «Эта гитара строит, Глин?»