Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Чудом сохранившийся фургон «Москвич-400-422» с оригинальным деревянным кузовом

Оглавление

Возвращаемся сегодня к «Москвичам» из недавно открывшегося на ВДНХ музея «Мечта Москвича».

Продолжаю медленно продвигаться по залам и сегодня хочу рассказать вам про еще один автомобиль первого поколения, который в наше время представляет большую редкость.

Речь пойдёт про необычный фургончик, который сейчас назвали бы стилем «Woody». Итак, знакомьтесь — «Москвич-400-422».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Есть одна легенда

Да, начну свой рассказ про «Москвич-400-422» с информации, которую можно было бы считать правдивой, если бы в ней не было несколько несостыковок.

Тем не менее, именно она считается многими экспертами (и даже журналом «За Рулём») правдивой. Я же буду называть её «легендой», дабы не вводить никого в заблуждение.

Согласно этой «легенде», в 1946 году в конструкторско-экспериментальном бюро по кузовам в саксонском городе Щварценберг в Германии было разработано несколько модификаций «Москвича».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Это были универсал и фургон, получившие название «Стейшен ваген» и «Деливери». Обе базировались на Opel Kadett K38, который послужил основой для создания «Москвича-400».

Вот так выглядел вариант с кузовом универсал. Да, у него тоже кузов с деревянным каркасом, но если вы посмотрите внимательнее на форму, то увидите, что она отличается от того, что в итоге сделал МЗМА в 1947 году.

Интересно, что согласно заводским отчётам, два самых первых прототипа фургона и универсала были сделаны на МЗМА также в 1946, а не в 1947 году.

Так что лично я считаю историю с немецким происхождением деревянных «Москвичей» притянутой.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Почему он деревянный?

Немцы разработали прототипы фургона и универсала не только с деревянными кузовами, но и с цельнометаллическими.

Почему же тогда на МЗМА решили не делать кузов из металла, а остановится на довольно экзотическом варианте с деревянным кузовом? Есть несколько причин.

Во-первых, наладить производство цельнометаллического кузова, требовавшего разработки и изготовления сложных штампов кузова, было намного сложнее, чем деревянного.

Во-вторых, после войны всё еще чувствовалась нехватка стали, поэтому завод зацепился за возможность снизить её использование хотя бы в некоторых моделях.

-4

Была еще одна причина, связанная с ведущим конструктором кузовов МЗМА Леонидом Исааковичем Белкиным.

Он пришёл на завод с ГАЗа, а до этого проходил обучение в Америке, где постигал основы деревянного кузовостроения. Вот так.

И всё же, деревянный кузов оказался каким-то уж слишком проблемным для суровых советских дорог.

Так, список обнаруженных у опытных образцов недостатков занимал несколько страниц, а большее число нареканий было связано именно с деревянным кузовом.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Как производились

Универсал «Москвич-400-421» в серию не пошёл, а вот фургончики «400-422» производили в небольших количествах.

Выпущенные на МЗМА шасси с передним оперением и передними дверьми своим ходом перегонялись на авиационный завод в Филях.

Там на машину ставили сделанный из березы и водостойкой фанеры кузов. Причем березовые заготовки брали на Шумерлинском заводе, там где делали приклады для автоматов ППШ.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Крыша представляла собой легкую деревянную обрешетку, которую обтягивали гранитолем или автобимом — материалом наподобие дерматина.

Производство фургонов «Москвич-400-422» стартовало в 1949 году, но в свободную продажу они не поступали.

В основном они поставлялись на автобазы Министерства связи СССР, для перевозки почты и контейнеров с монетами для телефонов-автоматов.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Официально фургончик мог перевозить всего 200 кг груза, но довольно часто им приходилось брать на борт 600—650 кг монет.

Работать фургончикам приходилось и в жару, и в дождь и в суровую зимнюю стужу.

Не удивительно, что деревянные кузова рассыхались и расшатывались, а обшивка потолка трескалась.

Для проведения кузовного ремонта фургончики часто отправляли на рембазы, где их латали и вновь отправляли возить грузы.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Объём кузова составлял 850 литров, а доступ к нему открывали две распашные двери в заднем торце кузова.

Они были также деревянными с небольшими плоскими стёклами в верхней части.

Интересно, что пол кузова находился выше, чем нижняя кромка дверей. Пространство под ним использовалось для хранения запасного колеса.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

С 1949 по 1956 годы было выпущено 11 129 фургонов и 2 562 шасси для кузовного завода Минпищепрома, который изготавливал фургоны собственной конструкции.

Ввиду особенностей конструкции кузова, применяемых материалов и суровых условий эксплуатации фургонов, до наших дней дошли единицы.

Еще меньше находится в отличном состоянии. Восстановленный экземпляр есть, например, в коллекции журнала «АвтоРевю».

Выставленный в музее экземпляр еще ценнее.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Очень ценный экземпляр

Его историю рассказал видеоблогер с канала «Москвич на Москвичах». Этот экземпляр принадлежит его знакомому и долгое время стоял в обычном московском крытом паркинге.

Ценность данного экземпляра заключается в том, что все деревянные элементы кузова тут родные!

Конечно, кузов был полностью разобран, чтобы покрыть элементы лаком, но это уникальный шанс посмотреть на то, каким был «Москвич-400-422» в аутентичном, а не восстановленном состоянии.

А вот обшивку крыши пришлось заменить, так как оригинальная от времени потрескалась.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Вот такой интересный автомобиль, который каким-то чудом дошел до наших дней в очень достойном состоянии.

Здорово, что теперь он стоит в музее, где каждый желающий сможет увидеть его собственными глазами.

Вокруг куча советского антуража, даже радиола, рассказывающая про «Москвичи».

-12
Авто
5,66 млн интересуются