Несмотря на заверения в спокойствии региона, немного пугают памятные с юности названия, по которым в середине девяностых изучали чеченские кампании, а ныне с вящим трепетом читаешь на ближайших указателях: Аргун, Моздокское ущелье.
Война давно ушла из этих мест, позволив засеять когда-то наполненные минами поля зерном и вновь отстроить города и сёла.
Въезд в чеченские поселения – это обязательно красивые ворота, растянувшиеся поперёк проезжей части. Обязательные элементы – портреты Владимира Путина, Ахмата и Рамзана Кадыровых. Этот год мог бы стать годом 70-летия Ахмата Абдулхамидовича, и эта дата здесь свято почитается. На каждой третьей машине его портрет и обязательно подпись: «Спасибо, Ахмат!» Спросила одного владельца машино-портрета: «А за что спасибо?» – «Он наш народ от войны спас, за что жизни и лишился, его чеченцы всегда ценить будут».
Ну и ещё картинка – уже в адрес Рамзана Ахматовича Кадырова. Оказывается, чеченцы – очень благодарный народ. Строится в стороне от дороги мечеть – а на дороге гордо красуется растяжка: «Спасибо, Рамзан, за мечеть!» Что уж говорить о том, что, когда среди ночи в самом сердце Грозного-сити гордо зажигаются огни многоэтажек, по главному небоскрёбу ползут слова: «Грозный – лучший город! Мы любим Грозный! Рамзан, спасибо за Грозный!»
Но о красотах чеченской столицы чуть позже. Пока же – ещё несколько показательных фактов. Когда искали жильё в центре чеченской столицы, планировали остановиться в Грозном на пару-тройку ночей: у мужа был день рождения, встретить его хотели где-нибудь вечерком в кафе под зажигательные кавказские танцы и бокальчик красного кавказского вина. Не тут-то было.
Алкоголя в Грозном нет от слова «совсем» – ни в магазинах, ни в кафе. Ни пива, ни вина, ни крепкого.
Единственное исключение – супермаркет «Лента», в котором горячительное можно приобрести с восьми до десяти часов утра, исключительно в ограничительном количестве и только по иногородней прописке – жителям Грозного алкоголь недоступен никогда. Нет, конечно, можно из-под полы достать всего, что угодно, и, справедливости ради, выехав за границы Грозного, видали мы и пьющих, и даже пьяных, но в самой столице ни разу не встретила никого ни с бутылкой пива, ни даже с сигаретой.
Ещё одно ограничение для чеченцев – аренда квартир. Пробовали снять квартиру через сайт недвижимости, обратили внимание на почти повсеместный комментарий: сдаём только иногородним, местным не обращаться. Мы остановились в небольшом семейном отеле «Мустафа». Милый отель, невысокие цены и по-турецки большой и нарядный номер. На ресепшене пытается совладать с компьютером женщина средних лет. Улыбчивая, добрая, с мягкими ухоженными, но совсем не гламурными руками – как у мамы. На вопрос: почему же не местным? – улыбается:
– А зачем местным чужие квартиры, когда у каждого свои дома есть? Значит, либо с алкоголем, либо с женщинами глупостями заниматься, это недостойно чеченцев.
И тут отдельное замечание: есть в чеченцах королевская стать, которая при этом вовсе не смотрится высокомерием, но вызывает некое даже восхищение. Казалось бы, обычная девочка: неброское длинное платье, платочек на голове – а в платках здесь практически все, пусть даже он свёрнут ободочком и красиво облегает волосы. Но в глазах столько собственного достоинства, а в осанке – столько царственности, что глаз не оторвать. Мужчины белолицые, многие светлоглазые и даже рыжие. Что интересно: все с бородами, но почти все без усов – этакие европейские морские капитаны начала века. Все очень вежливые, гостеприимные, готовы помочь и очень радуются, когда понимают, что мы приехали к ним в гости – специально в их регион. Обязательно резюмируют разговор: «Приятного отдыха!»
Правда, бывают и другие ситуации. Рано утром, проснувшись, решили позавтракать где-нибудь в центре и отправиться на пляж и в аквапарк, посвятив первую половину дня развлечениям сына. Я на шорты не решилась сразу – ещё накануне была предупреждена, что женщины в брюках для Чечни – зрелище не совсем подходящее, особенно в границах города. А вот муж и сын спустились к машине в шортах чуть выше колен. К ним с обеспокоенной улыбкой подошёл мальчик с ресепшн:
– Не советовал бы одеваться так, вы просто можете не дойти до ближайшего угла – побить могут, за неуважение посчитают, – виновато улыбается. – У нас все в брюках ходят, как бы ни было жарко.
Это правда: все мужчины старше 14 лет – исключительно в штанах, хотя на улице плюс 38, и это всего девять часов утра. Но и это не всё: оказывается, искупаться на пляже всей семьёй не получится: пляжа два, один исключительно для мужчин, другой для женщин, расположены через полтора километра друг от друга. Между ними – аквапарк, дни для купания тоже мужские и женские. Исключение – понедельники, когда можно всем, но в основном в эти дни приходят семьи с маленькими детьми или организованные группы – школьники, например. Сегодня как раз мужской день. Отправляю мужчин барахтаться по горкам, сама сажусь в кафе под кондиционер и запасаюсь водой – ждать.
Продолжение следует...
Автор: Рита Давлетшина
Фото: Евгений Рухмалёв