Найти тему
eNewsmd.online

Чубашенко: Будут ли «хорошие люди» Санду заниматься коррупцией и казнокрадством? Конечно, будут, но есть нюансы

Три сестры. Одна двоюродная сестра президента Майи Санду назначена главой кабинета председателя парламента Игоря Гросу, другая президентская кузина стала пресс-секретарем премьер-министра Натальи Гаврилицы. В связи с этим в обществе, в прессе развернулась вялотекущая дискуссия о том, можно ли считать эти назначения коррупцией и конфликтом интересов. Сами Санду, Гросу и Гаврилица заявляют, что никаких конфликта интересов и коррупции здесь нет, речь идет просто о законных назначениях на не самые высокие государственные должности хороших специалистов, которые отлично показали себя в работе президентской партии «хороших людей». Что можно сказать по этому поводу?, передает eNews.

Первое. Если бы нечто подобное случилось где-то в Германии или в США, это, конечно, считалось бы непотизмом. Но для Молдовы это другое, это норма. Кумэтризм, как глубинную матрицу многовекового существования молдавского народа, нельзя считать незаконной просто потому, что такие отношения считаются неправильными где-то в Швеции или в Канаде. По молдавским законам кумэтризм как таковой не считается ни уголовным преступлением, ни даже административным правонарушением. Нет такого состава преступления - «кумэтризм». Кумэтризм — это и есть молдавское deep state, и те родоплеменные отношения, которые порождает это «глубинное государство», у нас не считаются коррупционными. Поскольку это и есть многовековая норма, то и порождаемые ею отношения являются нормальными. Отдельные представители Запада, которые думают, что можно быстро поменять сам национальный характер молдаван, ошибаются, как ошибались они и тогда, когда решили наскоком вестернизировать Афганистан или Ирак.

Второе. Молдаване спокойно относятся к коррупции. Мы не считаем это чем-то неправильным или постыдным. Такое отношение связано с предыдущим пунктом. Родственники во власти не воруют, они кормят свой клан. Это их обязанность, которая выше любой Конституции. Если такой modus vivendi кое-где у нас порой противоречит закону, это значит, что ошибка в законе, а не в том, чем занимаются эти чиновники. Когда Плахотнюк захватывал Молдову, он сделал это довольно легко, без убийств и пыток. Очень многие выстраивались в очередь, чтобы трудоустроиться на службу системе «захваченного государства» Плахотнюка. Многие из «хороших людей» из партии Санду, которые сегодня заняли важные должности в парламенте и правительстве, связаны родственными и дружескими узами с людьми из ближайшего окружения беглого олигарха. Это тоже не считается у нас ненормальным. Про Санду уже говорят, что она - «новый Плахотнюк», и если она выстроит (а она уже начала это делать) такую же систему, как и ее предшественник у руля государства, большинство людей примет и это. (Отдельная тема — можно ли считать коррупцией прямое или косвенное финансирование «хороших людей» иностранными правительствами?)

Третье. Никто не поверит, что двоюродных сестер Санду назначили на важные должности в парламенте и в правительстве только потому, что они «хорошие люди» и хорошие специалисты, и только во вторую очередь потому, что они кузины президента (или президентки? или президентши? как теперь правильно писать?). Любой молдаванин скажет, что последовательность обратная: сначала они двоюродные сестры Санду, и лишь потом специалисты. Но тот же самый молдаванин подтвердит, что на месте Санду он поступил бы точно так же. Должна ли была Санду соглашаться с назначением близких родственников на важные должности? Если по-честному, по-европейски — нет. Но как президент Молдовы, в рамках существующих неотрайбалистских отношений, она просто обязана заботиться о своих родственниках. Если она не способна позаботится даже о своих родственниках, то как она сможет позаботиться обо всех остальных молдаванах? Никто не будет считать ее серьезным человеком, ведь в понимании большинства, бескорыстный чиновник — это просто лох.

Четвертое. Для самой Санду важно иметь в парламенте и правительстве надежные глаза и уши, которым она будет полностью доверять. Близкие родственники будут шпионить за депутатами и министрами лучше, чем любая спецслужба. Соберутся вечерком три сестры за чашкой чая, и обсудят текущую ситуацию в государстве. Кузины в мельчайших подробностях доложат главе этого государства все тонкости и сплетни правительственно-парламентского процесса. По этим самым лучшим и точным докладам можно и оргвыводы сделать, если надо.

Пятое. Будут ли «хорошие люди» Санду заниматься коррупцией и казнокрадством? Конечно, будут. Все занимались этим до них, займутся этим и они. Но тут важны нюансы. Верхушка этой власти открыто воровать не будет. Представители этой верхушки хорошо зарабатывают за границей, и им важно получить в свой CV чистую статусную запись «министр» или «депутат», чтобы после того, как и эта власть поменяется, вернуться за границу и с такой отметкой в CV зарабатывать там еще больше. Чиновники среднего и низшего уровня будут и дальше «решать вопросы». В случае с актуальной властью общая матрица, согласно которой любой пришедший к управлению Молдовой клан рассматривает власть, как инструмент собственного кормления, дополняется тем, что клан «хороших людей» - либерально-демократический. В основе либеральной демократии, в целом, а в Молдове, в особенности, лежит дух наживы. Этот дух обязательно сотворит себе соответствующие формы. Коррупция — просто одна из этих форм.

Дмитрий Чубашенко

Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/enewsmd . Много интересного: инсайды, заявления, расследования. Много уникальной информации, которой нет у других.