Найти в Дзене
Тест Опросыч

Викторина: вспомните профессии героев известных советских фильмов?

В советском кино любили показывать интересно, подробно и обстоятельно разные профессии.

Более того, многие фильмы даже специально посвящали профессиям. Так появились:

  • «Трактористы» Ивана Пырьева с Мариной Ладыниной и Николаем Крючковым;
  • «Шахтеры» Сергея Юткевича с Марком Бернесом;
  • «Свинарка и пастух» вновь Ивана Пырьева вновь с Мариной Ладыниной, а также с Владимиром Зельдиным;
  • многие другие картины.
Кстати, эту тенденцию, хоть и не слишком, но все же продолжили в постсоветские времена.
Вспомним, допустим, «Дальнобойщиков» Юрия Кузьменко и Георгия Николаенко с Владиславом Галкиным и Владимиром Гостюхиным.

Даже если профессиям не посвящали фильм целиком – их все равно весьма отчетливо и даже ярко прорисовывали в сюжете.

Взять, к примеру, «Верных друзей» Михаила Калатозова. Пока «плыла-качалась лодочка по Яузе-реке», советскому зрителю показывали не просто 3 друзей в отпуске, но профессора-нeйpoxиpypга, дoктopа биологических наук – селекционера, плюс академика архитектуры.

Или вот в «Самой обаятельной и привлекательной» Геральда Бежанова одна героиня помогала найти жениха другой героине не просто по дружбе, но… и чтобы собрать данные для собственной диссертации. Сусанна работала социологом на заводе и писала кандидатскую. А ее школьная подруга Надя – инженер конструкторского бюро НИИ – поневоле выступила для нее «рабочим материалом»…

Вот так и пытались выстроить неформальное общение сотрудники формального конструкторского бюро НИИ. Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»
Вот так и пытались выстроить неформальное общение сотрудники формального конструкторского бюро НИИ. Кадр из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»

Или в «Иронии судьбы…» Эльдара Рязанова сошлись близко вpaч и учительница. В их разговоре прозвучало возвышенно: мол, наши профессии – самые важные… Хотя пафос тут же был cбит: мол, судя по зарплате – они все же не самые важные…

Впрочем, даже в комедиях советские люди свои профессии ценили. Так, в той же «Иронии судьбы…» эта учительница русского языка и литературы говорила, что она учит своих учеников «думать, хоть самую малость, и иметь обо всем свое собственное суждение».

Много в советском кино показывали и работников науки, и студентов.

Так, в комедии Константина Бромберга «Чародеи» с разных сторон демонстрировали жизнь Научного универсального института необыкновенных услуг – НУИНУ. Это был «друг, товарищ и брат» Научно-исследовательского института чародейства и волшебства – НИИЧАВО из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Эту тенденцию также продолжили в постсоветском кино.
Например, в «Доме под звездным небом» Сергея Соловьева персонаж Михаила Ульянова был ведущим академиком.
Причем аналогия там была с главным героем как раз советского фильма – «Укрощение огня» Даниила Храбровицкого, рассказавшего о жизни легендарного конструктора ракет Сергея Королева.

Также в советском кино не боялись показывать не только работающих, но и подрабатывающих.

Вспомните хоть Шурика из «Операции "Ы"…» Леонида Гайдая. Ведь он никем не работал. На складе он только единожды подменял бабушку, у которой снимал комнату. А на стройке он не работал, а лишь подрабатывал. Об этом он сам четко сказал в милиции, куда попал из-за разборок в автобусе.

Между прочим, это был смелый ход. Ведь во время съемок этой комедии Гайдая к подработкам в СССР относились не так простецки, как в наши дни. Не зря в фильме милиционер смутился и успокоился, лишь когда Шурик сказал, что учится, а после учебы подрабатывает.

Подрабатывал «по случаю» и герой Олега Басилашвили в комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». В обычной жизни он был пианистом. А в необычной, оказавшись на вокзале в чужом городе без денег, слегка «пoдxaлтypил» также пианистом в вокзальном ресторане. Но сделал это с благой целью: заплатить за ужин в ресторане с героиней Людмилы Гурченко.

Наконец, с профессиями в советском кино могли быть связаны самые разные смешные неурядицы и занятная неразбериха.

Допустим, герой Евгения Леонова в комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» всем говорил, что он – укротитель тигров, хотя на самом деле он трудился буфетчиком.

И время от времени он себя невольно раскрывал.

Например, он говорил, что по ночам «пасет тигров… чтобы у них не было paxита».

Или на лекции про этих животных, которую его попросили прочитать морякам, он про самих тигров рассказал весьма невнятно, а вот об их строении – с излишними подробностями. Моряки потом над ним подтрунивали, когда ему пришлось перешагивать через спящего льва: «Осторожно, на вымя не наступи!»

Словом, прекрасное было кино! И интересные были профессии!

А вы сможете их вспомнить? Давайте проверим!

Кадр из комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Заметьте, слово «профессия» даже вынесено в название фильма. Хотя пьеса Михаила Булгакова называлась просто «Иван Васильевич»
Кадр из комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Заметьте, слово «профессия» даже вынесено в название фильма. Хотя пьеса Михаила Булгакова называлась просто «Иван Васильевич»

Викторина: вспомните профессии героев известных советских фильмов?

Читайте также Дзен-пост «Викторина: проверь, знаешь ли ты песни, фильмы, анекдоты про авто?».