Найти тему

Нерусская Россия. Часть 2

На фото: парк и озеро в центре столицы
На фото: парк и озеро в центре столицы

Преодолев в первый день тысячу километров, остановились на ночлег на шумной светящейся диодами рекламы площадке: автозаправка, при каждой мотель, пара кафе.

Номер недорогой – 1200 на двоих за ночь, правда, без кондиционера и душ платный – сотня с каждого. Цены на трассе вообще отдельная песнь: если отель стоит на дороге в одиночестве, то ровно такой же номер без удобств обойдётся больше двух тысяч рублей за ночь. Если, как в нашем случае, есть конкуренция, цена заметно падает. Но лучше всего останавливаться в ближайшем более-менее крупном городе: подъезжая вечером, открывайте сайты бронирования и буквально за тысячу рублей снимете вполне достойную квартиру с климат-контролем.

На фото: вечерний Грозный
На фото: вечерний Грозный

Вторая ночь застала нас в трёхстах километрах от Краснодара и в принципе можно было дожать до пункта назначения, но не стали себя мучить – опять же, в десять вечера начинался очередной футбольный матч Евро-2020. Отоспавшись и позавтракав, продолжили путь. Дороги узкие, но ровные, с разметкой и даже камерами отслеживания скорости, ухоженные, словно с пасторальных акварелей, станицы, скверы и школы, аккуратные домики, часто-часто прилегающие друг к другу, лесопосадки вдоль дорог. Удивила зелень: в сорокаградусный зной даже трава по обочинам не высушенная дожелта, а сочная, ярко-зелёная. Вскоре увидели причину: в какой-то момент прямо из-под земли тонкими струйками забили в разные стороны фонтанчики – система полива. В остальном же едешь словно по башкирской дороге. Разве что маки, разросшиеся вокруг пшеничных полей, а не привычная уральцам сурепка обыкновенная, да журавли и аисты в небе вместо рядовых голубей с воробьями указывают на то, как далеко ты от дома.

На фото: Грозный - Сити
На фото: Грозный - Сити

Ну и последнее. Всё-таки двухдневная совместная дорога в замкнутом пространстве – то ещё психологическое испытание: одному холодно, другому жарко, одному хочется полюбоваться закатом, другому поскорее добраться до ночлега, одному не терпится послушать музыку, другому страсть как захотелось тишины. Даже мы, считающиеся практически идеальной семьёй, проводящей вместе буквально всё время, приехали в Краснодар уж если не практически разведёнными, то точно на нервном срыве. Переночевав в Краснодаре, муж поднимает на меня взгляд: «Может, ну его, этот Дагестан, поехали в Анапу?» И, честно говоря, устав от дороги, я бы и согласилась, но – принцип в пылу ссоры взыграл во всю мощь: «Исключено, мы едем в Грозный, он как раз по пути в Махачкалу». Пожалуй, впервые мой вздорный характер оказал нам добрую услугу. Снова грузим вещи в машину, настраиваем навигатор, выезжаем в сторону Чечни. До Грозного 700 километров. Приключения начинаются.

Живописная дорога уводила нас от Краснодарского края в сторону Ставрополья, откуда начиналось кавказское путешествие.

На фото: аквапарк в столице Чечни
На фото: аквапарк в столице Чечни

Ровненькие ряды деревьев с выбеленной, словно под линеечку, нижней частью кроны, скрывали в своей тени путников, решивших съехать с дороги перекусить и отдохнуть. Мимо проносились поля подсолнухов и бахчи, одинокие бабы продавали по дорогам солёную варёную кукурузу. Ещё немного о дороге – точнее, её вечных спутниках доблестных гайцах. Они есть, но так уж случилось, что все они были заняты то фурами, а то просто лениво провожали нас вполне себе доброжелательным взглядом. Гораздо больше по дороге бесили триноги, которые то ли отменили, то ли, наоборот, разрешили, но вот их по просторам нашей необъятной реально не счесть. Правда, всё решают навигаторы и антирадары, а также водительская солидарность на дорогах, когда мигающие фары обещают через пару-сотню метров сюрприз в виде погон.

Как ни удивительно, но первый раз по дороге нас остановили как раз на подъезде к Чеченской Республике. Причём остановил не ДПС-ник, а вооружённый до зубов солдатик. Осмотрев документы, очень вежливо попросил открыть багажник, глянул в салон, поинтересовался, с какой целью путешествуем, и, убедившись в мирной цели нашей миссии, отпустил восвояси. Забегая вперёд, серьёзные военизированные посты на всей территории Чечни и Дагестана встречались нам куда чаще обычных постов ГИБДД. Ибо мир на Кавказе тщательно поддерживается государевыми штыками.

На фото: молодые жители Грозного
На фото: молодые жители Грозного

От Пятигорска движение заметно меняется: на первый план выдвигаются «Лады-Приоры», и улыбка становится всё шире: стереотипы из песен «Блэк стар мафии» становятся реальностью прямо на твоих глазах. Посаженные, очень-очень чистые и навощённые, словно концертные лакированные туфли, они ведут себя на дорогах не развязно, а солидно: не обгоняют и не подрезают, не сигналят и не ругаются – просто занимают крайний левый ряд и летят – не догонишь. И будь ты на «мерсе», «порше» и прочих крутых иномарках, увидев «приору», ты встанешь в правый ряд и будешь с улыбкой наблюдать, как начищенная до блеска малышка, обойдя тебя на полосе, радостно удаляется в точку.

На фото: ухоженные улочки столицы
На фото: ухоженные улочки столицы

Или совсем красота: в сорокаградусную жару едешь ты по тёмной вечерней предгрозненской дороге вдоль полей с какой-нибудь кукурузой и в прямом смысле слова натыкаешься на трактор: без опознавательных знаков и проблесковых огней. Он смело и неторопливо чешет по правой полосе, да ещё и дверь в кабину «пилота» открыта – жара ведь, а кондиционера нет. И вообще на дорогах бравые кавказские парни ведут себя, скажем честно, весьма смело – ездят быстро, подрезают борзо, на шероховатости дороги внимания не обращают. Знак 60? – нет, не слышали: никто из плотного потока не снизится ниже сотни, даже не ждите. И ни включённая камера не поможет, ни даже инспектор ДПС, с горделивой улыбкой провожающий нарушителя: вай, мол, молодец! Однако – статистика: и Чечня, и Дагестан, несмотря на бардак на дорогах, прочно занимают последние места в стране как по общему числу дорожно-транспортных происшествий, так и по ДТП с пострадавшими. Всё почему? Умение договариваться. Ну и прохожих здесь, справедливости ради, пропускают даже на красный свет.

Продолжение следует...

Автор: Рита Давлетшина

Фото: Евгений Рухмалёв