КОМПАТРИОТЫ
Две ведущие чешские мотоциклетные марки - Jawa и ČZ большую часть своей истории были тесно связаны друг с другом. Символичное совпадение: в 1929 году оружейный фабрикант Франтишек Янечек купил лицензию у немецкой компании Wanderer, чтобы начать производство мотоциклов под маркой Jawa, и в том же 1929 году компания Ceska Zbrojovka приобретает велосипедное производство, через несколько лет переросшее в мотоциклетное.
В 1946 году оба предприятия были национализированы, а в 1948 году слиты в единый концерн Jawa-ČZ.
В 50-е годы мотоциклы концерна даже продавались под этой совместной маркой, и в некоторых странах (например Великобритании) это продолжалось до 90-х годов. Внешне мотоциклы Jawa и ČZ во второй половине 50-х и в первой половине 60-х годов выглядели клонами. Хотя в техническом отношении они были разве дены по разным кубатурам: Jawa выпускала мотоциклы рабочим объёмом 50,250 и 350 см3, a ČZ - 125,175 и 250 см3. Связь между двумя предприятиями стала ещё теснее после 1963 года, когда производство мотоциклов Jawa перевели из Праги в Тынец-над-Сазавой, а на заводе ČZ в Страконице сосредоточили изготовление силовых агрегатов, передних вилок и ступиц колёс для мотоциклов обеих марок.
250 ИЛИ 350?
В 60-е годы конструкторы компании Jawa занялись проектированием мотоцикла средней кубатуры нового поколения. Ключевыми особенностями этого семейства стали рама хребтового типа и модернизированные двигатели. 350-кубовый агрегат стал развитием применявшегося на старой модели Jawa 350/360, но угол наклона цилиндров был изменён с 15° до 25°, площадь оребрения цилиндров и головок увеличена, а деталям картера придана форма прямоугольника со скруглёнными углами. Мощность этого двигателя возросла с 18 до 21 л. с. Двух цилиндровый 250-кубовый мотор, который должен был прийти на смену одно цилиндровому, был конструктивно аналогичен 350-кубовому агрегату и развивал мощность 16,5 л. с.
Производство нового семейства - Jawa-250/623 и Jawa-350/633 - началось в 1970 году. Но на рынке эти мотоциклы с треском провалились. Не последнюю роль в этом сыграл тяжеловесный облик, за который мотоцикл удостоился прозвища «Бизон». Главный покупатель мотоциклов Jawa - советский Внешторг - наотрез отказался от новинки, придравшись к сложности крепления бокового прицепа к хребтовой раме. Уже в 1972 году «Бизона» сняли с производства, выпустив всего 2416 Jawa 250/623 и 2175 мотоциклов в 350-кубовом исполнении. 350-кубовый двигатель нашёл применение в новой, куда более успешной модели Jawa - 350/634, дебютировавшей в конце 1973 года. А 250-кубовый вариант оказался не у дел, поскольку СССР интереса к этой кубатуре не проявил.
Тогда этот мотор попытались установить в шасси ČZ, взяв за основу модель 175/482 Trial с усиленной рамой. Прототип нового мотоцикла был показан в 1971 году на ярмарке в Брно, а в 1974 году началось его серийное производство под индексом ČZ 250/471.
К новинке проявили интерес и в СССР, но задали вопрос: а нельзя ли в это шасси 350-кубовый двигатель поставить? В стране падал спрос на мотоциклы с колясками, поэтому представлялся заманчивым вариант лёгкого спортивного мотоцикла-одиночки. К разработке этой версии подключился ВНИИМотопром, ведущий советский центр по проектированию и испытаниям новых мотоциклов. Совместными усилиями чешских и советских специалистов была создана модель ČZ 350/472 с двигателем от Jawa 350/634 (были изменены лишь места крепления двигателя к раме) и усиленным шасси 250-кубового варианта. Первая опытная партия мотоциклов ČZ 350/472 была выпущена в 1975 году, а через год начался масштабный выпуск этой модели и её экспорт в Советский Союз.
Интересно, что в Чехословакии ČZ 350/472 не продавался - хотя некоторые чехи считали этот мотоцикл лучшим произведением местной мотопромышленности. Машина предназначалась для экспорта в СССР и другие страны Восточного блока, но некоторое количество было поставлено и на Запад. Маленькую партию ČZ 350/472 продали и в США - но вскоре принятие в этой стране жёстких экологических норм поставило крест на любых продажах дорожных мотоциклов с двухтактными моторами.