Найти в Дзене

Почему молодёжь не идёт в музей. На примере Азовского музея-заповедника в Ростовской области

Молодёжь постоянно обвиняют в бескультурности. Теперь даже на официальном уровне признали. И даже решили с этим бороться – придумали Пушкинскую карту. На эту карту для молодёжи от 14 до 22 лет государство планирует перечислять 5000 руб. в год. Потратить эти деньги можно только на походы в музеи, театры и на выставки.

Идея с Пушкинской картой, несомненно, неплохая. Но эти деньги не всегда смогут помочь молодому человеку, который стремиться к культуре, действительно с этой культурой встретиться.

К счастью, сейчас в подавляющем большинстве музеев и культурных объектов работают фанаты своего дела. Они даже человека далёкого от культуры готовы хорошо встретить и заинтересовать. Но есть и исключения. С ним мы столкнулись в Азовском музее-заповеднике. Уже и забыли, что такое бывает.

Азовский музей-заповедник.
Азовский музей-заповедник.

Сам музей что внешне, что внутренне полностью отреставрирован. Всё чисто и красиво. У меня создалось впечатление, что когда музей сам зарабатывает на себя деньги – то там люди и работают. А если деньги дали просто так, то раз всё есть, зарплату платят, то посетители не нужны – чем меньше ходят, тем и лучше.

Сотрудники Азовского музея негативно реагировали на посетителей уже на кассе. Перед нами в очереди стояла семья. Подозреваю, что пришли они в планетарий (о работе которого сообщал огромный плакат перед входом в музей). Этой семье сказали, что ничего не работает, чем привели их в ступор. Но делать нечего – они ушли.

В Азовском музее-заповеднике.
В Азовском музее-заповеднике.

Поскольку я не совсем расслышала планетарий это был или что-то ещё, то с опаской спросила в окошке можно ли попасть в музей. Оказалось, что в музей можно. Расценки на входные билеты были вывешены на кассе. У нас многодетная семья, и я спросила про льготы (не всегда видно, где эта информация написана, иногда написана – а уже неактуальная и т.д.). Я абсолютно всегда получала ответ на этот вопрос. В Азове же просто ткнули пальцем в прейскурант. Чем ещё больше запутали нас с мужем. Потом сотрудница музея, видимо, поняла, что дело затягивается и читать мы не умеем, и соизволила произнести, что бесплатное посещение в какой-то там день месяца. Если бы она сразу сказала, что сегодня льгот нет, то сэкономила себе массу времени.

Дальше я решила узнать насчёт экскурсии. Тут расценки были совсем непонятные. Для взрослых – 700 руб. Для детей – дешевле. Для музея Ростовской области как-то небюджетно. Поэтому я спросила действительно ли 700 руб. с человека. Тут сотрудница сильно задумалась. Потом сказала, что 700 руб. со всех. Мы сразу изъявили желание взять билет с экскурсией. На что там ответили, что экскурсии только при наличии свободного экскурсовода. И опять поставили нас с тупик. Пришлось опять спрашивать есть ли свободный экскурсовод? Ответ последовал отрицательный.

Мамонт - один из главных экспонатов Азовского музея.
Мамонт - один из главных экспонатов Азовского музея.

А дальше настала очередь вопросов от сотрудницы к нам. Она спросила пойдём ли мы на выставку скифского золота? И опять мы в тупике. Какое ещё скифское золото? Это то, из-за которого Россия с Украиной судятся? Как оно могло в Азове оказаться? Пока мы смущённо переглядывались сотрудница нас всё подгоняла – так пойдёте или нет? А ведь скажи она просто – очень интересная выставка, рекомендую – и ждать бы не пришлось. В конце концов, она всё-таки помогла принять нам решение – сказала, что с выставкой мы посмотрим все 3 этажа. И мы согласились на выставку. Кстати, выставка называлась Сокровища кочевников Евразии.

В итоге, покупка билетов заняла массу времени и напоминала допрос (сначала мы, потом нас). Но это было только начало. Все остальные сотрудники тоже вели себя так, как будто своим приходом мы мешаем им работать (кстати, только за вход мы отдали больше 1000 руб.).

В залах Азовского музея.
В залах Азовского музея.

Ладно, мы – взрослые люди, и нас таким общением не удивишь. А если придёт робкий молодой человек, то велика вероятность, что уже на стадии покупки билета он развернётся и просто уйдёт. Всё-таки для того, чтобы работать над повышением культуры молодёжи, необходимо, чтобы эта культура присутствовала в тех местах, где ей положено быть.

-5