Второе лето новой реальности, в котором частные самолеты разрезают небесную гладь чаще маршруток на окраинах Москвы, а внутренний туризм открывает ранее неизведанные тропы и опустошает кошельки рядовых россиян похлеще счетов буржуазных заведений на Лазурном побережье, ставшим доступным избранным, пестрящим одинаковыми лицами без морщин и без чувств в светских хрониках для своих.
Редкий гость столицы - белое солнце подарило бледнолицым невыездным горожанам ровный и быстро смывающийся загар, короткую радость трех месяцев жары, бьющей все климатические рекорды.
Торговая недвижимость, как мировой турист разделилась на четко выраженных два класса: элита и массы.
Блестящий статус получил качественный стрит ритейл первых линий в пределах Бульварного кольца, впитав в себя большие деньги всей нашей богатой страны, и четыре торговых центра, чьи менеджеры по аренде меньше всего посылают запрос SOS в профессиональных сообществах и чатах по обмену актуальными контактами сетей, не остановивших развитие.
В топе, конечно же, набивший оскомину, пестрящий показухой и самоварным золотом район Патриарших прудов, ставший в этом году предметом вожделения у инста фешн и рестораторов, перешедших из сегмента "массмаркет" в сегмент "с претензией на".
Смех смехом, а пролонгация контрактов с истекающим в 2021 году сроком аренды свела потенциальную ротацию на узких улочках и переулках у пруда к нулю, а среднюю арендную ставку подогнала к 100 000,00 руб/м2 в год (для помещений площадью около 100 м2).
Медная, ничем не примечательная значительная часть торговой недвижимости, обслуживающая потребности большинства с понятно откуда берущимся ежемесячным доходом пытается хоть как-то удержаться наплаву, периодически захлёбываясь в череде ротаций арендаторов, письмах о скидках / пересмотре коммерческих условий, полных слез, шантажа и манипуляций от таких же простых арендаторов.
Рабочая активность большинства сотрудников отделов аренды рядовых моллов лишена креатива и сведена к поиску актуальных контактов развивальщиков и хоть каких-то альтернатив на грустные проплешины в некогда стройных рядах мелкой нарезки.
Потенциальными арендаторами на вес золота сегодня стали хозтовары, магазины инструментов, автозапчастей, клиники, пункты выдачи и те, кто еще несколько лет назад кучковался на обочине торговых центров первого поколения.
В ежеминутной череде новостных лент, сводках о пожарах в Турции, Якутии и Греции, очередной волны COVID-19 и новых штаммах, умирающих и выздоравливающих, политической катастрофе в Афганистане, есть ряд событий, о которых не расскажут большие СМИ. Это вспышки ритейл лета 2021, которые были в постах SavA FM.
Эти десять событий, перечисленные ниже, так или иначе повлияют на будущее рынка торговой недвижимости и ритейла. Как?
Я думаю вот так:
1. рост крупного бизнеса + монополизация отдельных секторов / сокращение малого и среднего бизнеса;
2. актуализация вопроса правовых гарантий сохранности частной собственности;
3. увеличение количества заведений, ориентированных на очень богатую публику, а также появление клубных проектов;
4. более стремительное развитие digital и VR проектов;
5. наступление золотой эры ре-девелопмента торговой недвижимости;
6. рост конкуренции между производителями и ретейлерами;
7. переформатирование ритейла;
8. внедрение стандартов сервиса и работа с лояльностью.
10 запоминающихся событий ритейла лета 2021 от SavA FM:
1. Natura Siberica:
Отнимать - не создавать. Десятилетиями доказанный факт. Актуальный вопрос сегодняшнего дня: "Какой смысл в нормативно-правовых актах и законах, если они не являются гарантом защиты прав частной собственности?".
2. Продажа Reebok:
Сравнив цену покупки бренда в 2006 году с ценой его продажи в 2021 году, на ум приходит поговорка: "Покупали - веселись, посчитали - прослезились".
Воздержусь от оценочных суждений о работе команды мирового бренда-лидера Adidas group. Без сомнений и акционеры, и команда при покупке в 2006 году рассчитывали на взлет продаж и показателей на фоне растущего тренда на уличный и спортивный стиль в одежде.
Одним и слагаемых, сыгравшим злую шутку, является череда мировых экономических кризисов и пандемия. Эти непростые для Reebok и Adidas Group 15 лет отношений хочется запомнить смелостью рекламных кампаний и частыми коллаборациями, позволившими бренду стать более заметным и модным.
3. введение обязательных QR кодов:
Почти на месяц с 28 июня 2021 года опустели московские рестораны в связи с введением обязательных QR кодов для их посещения.
И пока посетители креативили, фотографируя квитанции Мосэнерго и выбивая татуировки с индивидуальным орнаментом на руке, арендаторы и арендодатели обменивались письмами о пересмотре арендных платежей на максимально возможный период. Юридически обосновать просьбу рестораторам оказалось невозможно, поскольку введенные ограничения относятся исключительно к предпринимательским рискам.
В этой вечной битве арендодателя и арендатора победу одержала вменяемость и порядочность каждой из сторон.
4. ресторан "Гвидон":
Дорого, богато, амбициозно открылся ресторан WRF Group на месте бывшего ресторана "Ватрушка" на Б. Никитской ул., д. 5.
Много хрусталя от Натальи Белоноговой, роспись Ивана Глазунова и очень много того, что был реализовано с подачи гениального Ильи Тютенкова.
История не терпит сослагательного наклонения, и гадать: "Наделало ли столько шума открытие Cipriani Александром Орловым (Bulldozer Group) не имеет никакого смысла.
Для истории превращения Б. Никитской улицы в ресторанный коридор Москвы, пролистаю записи и архивы 2019 года. В рассылаемой три года назад презентация объекта общей площадью 958,7 м2 фигурировала ставка 94 000 рублей/м2 в год. Сумма, казавшася сложно остижимой оказалась вполне реальной и рыночной спустя всего лишь 3 года.
Вывод один: "Спрос рождает предложение".
Что же до роскоши, облетевшей Instagram в первые дни после открытия, то скорее это констатация факта присутствия заседедевшихся невыездных, которым надо где-то непристойно много тратить. Говорить о буме развития ресторанной индустрии как-то неповорачивается язык, ведь даже простому обывателю очевидны катастрофическая нехватка шефов и отсутствие свежей европейской крови на московских кухнях.
5. Рост интереса со стороны фешн брендов к району Патриарших прудов и числа проверок операторов общепита:
Количество фешн открытий брендами, вышедшими из виртуального пространства, в этом году бьет все рекорды. Концепция, ассортиментный перечень, ценовая политика и вывески магазинов лучше всего передают портрет целевого покупателя, обеспечивающего те самые обороты для оплаты арендной платы в размере 800 000 - 1 000 000 рублей в месяц за бутики площадью +/- 100 м2. Это конечно тебе не магазин "Березка" от Анастасии Рябцовой и не Stephen Webster, но каков покупатель, таков и товар.
На фоне роста числа открытых дверей с корсетами и укороченными худи, резонировали манипуляции с внешней вентиляцией кафе "Рецептор", которую активисты срезали, а собственник настойчиво возвращал на свое незаконное место. Череда проверок государственными органами в заведениях общепита не решила проблему шума от дурманенной толпы, но навело на мысль отдельных рестораторов: "А стоит ли?".
6. Продажа ТЦ "Ривьера":
Есть ряд причин, не позволяющих озвучить все те ошибки, которые были допущены в проекте, конфигурации магазинов, размещении арендаторов, формировании торговых зон и вертикальных коммуникаций.
Я прекрасно отдаю себе отчет с какими проблемами все эти годы сталкиваются мои бывшие коллеги, управляющие объектом, ведь им надо не просто красиво говорить, а обеспечить заполняемость и cash flow непростого проекта. Именно поэтому я предпочитаю молчание и сухую статью СМИ о смене собственника ТЦ.
7. Открытие брендов H&M Group в ТЦ "Метрополис":
Было давно логичным сократить площадь продуктового гипермаркета, не способного выполнять функцию якорного арендатора, до формата "супермаркет", как и усилить фешн пул брендами COS и ARKET, еще раз подтвердив изначальную идеологию торгового центра - самый модный в черте города.
На примере ТЦ "Метрополис" лучше всего наблюдать за трансформацией рынка торговых площадей, сменой форматов магазинов и рисками, связанными с плотной конкурентной средой.
8. Флагман сети "Золотое Яблоко" в "Неглинная Галерея":
Неглинная Галерея относится к тем объектам, который любой профессионал рынка торговой недвижимости оценит как "сложный". Объективно мало кто в силах раскачать проект с планировкой катакомб, несколькими собственниками, ЦУМом, Цветным и ГУМом под боком, так что винить компанию Jamilco, управлявшую объектом последние несколько лет не в чем.
Подписание договора аренды с парфюмерным гипермаркетом "Золотое Яблоко" скорее еще сильней взбодрит "Рив Гош" в универмаге "Цветной", чем оживит другие этажи галереи непростого объекта.
Перестраивая именно сейчас магазин на первом этаже Цветного, команде "Рив Гош" надо очень сильно постараться и покреативить, и это понимают все.
9. Витрина Zara:
Самое красивое событие лета 2021 подарила всему миру компания Shanef 3D. Витрина магазина Zara вихрем пронеслась по всем информационным площадкам в разных частях света.
В далеком 2014 году моя фраза на собеседовании в компании Jamilco "продавать прежде всего надо эмоцию", послужившая причиной отказа в вакантной должности, вот уже пару лет является девизом, звучащим со всех трибун ритейла. Странно, не правда ли?
В споре может ли такое быть реализовано в Москве, моя однозначная позиция - может и должно. Москва становится столицей в мировом рейтинге, и в ней есть место и "Большой глине №4" Урса Фишера и самым смелым digital решениям и смелым коллаборациям на товарных полках.
10. Рекламные кампании ВкусВилл и Тануки:
Есть темы, как оголенные провода, которые лучше не трогать, даже, если готовишься к IPO и хочешь показаться продвинуто-толерантным или если твои продажи падают и надо как-то хайпануть и поднять обороты с пола.
Я уверена, что личная жизнь на то и личная, что ее не принято обсуждать или осуждать, а толерантность и принятие не должны быть орущими и навязчивыми.
Но рейтинги и сборы делают голые части тела и постель, а не освещение проблемы вырубки лесов, загрязнения воды или улыбчивые котики.
На экологии и зверюшках много не заработаешь, так что сакральная жертва неизменна.