Найти тему
SavA FM

Лето 2021. Ритейл. Резюме.

Второе лето новой реальности, в котором частные самолеты разрезают небесную гладь чаще маршруток на окраинах Москвы, а внутренний туризм открывает ранее неизведанные тропы и опустошает кошельки рядовых россиян похлеще счетов буржуазных заведений на Лазурном побережье, ставшим доступным избранным, пестрящим одинаковыми лицами без морщин и без чувств в светских хрониках для своих.

Редкий гость столицы - белое солнце подарило бледнолицым невыездным горожанам ровный и быстро смывающийся загар, короткую радость трех месяцев жары, бьющей все климатические рекорды.

Бассейн "Чайка". Июль 2021.
Бассейн "Чайка". Июль 2021.

Торговая недвижимость, как мировой турист разделилась на четко выраженных два класса: элита и массы.

Блестящий статус получил качественный стрит ритейл первых линий в пределах Бульварного кольца, впитав в себя большие деньги всей нашей богатой страны, и четыре торговых центра, чьи менеджеры по аренде меньше всего посылают запрос SOS в профессиональных сообществах и чатах по обмену актуальными контактами сетей, не остановивших развитие.

В топе, конечно же, набивший оскомину, пестрящий показухой и самоварным золотом район Патриарших прудов, ставший в этом году предметом вожделения у инста фешн и рестораторов, перешедших из сегмента "массмаркет" в сегмент "с претензией на".

Смех смехом, а пролонгация контрактов с истекающим в 2021 году сроком аренды свела потенциальную ротацию на узких улочках и переулках у пруда к нулю, а среднюю арендную ставку подогнала к 100 000,00 руб/м2 в год (для помещений площадью около 100 м2).

Съемочный реквизит на Патриарших прудах. Август 2021.
Съемочный реквизит на Патриарших прудах. Август 2021.

Медная, ничем не примечательная значительная часть торговой недвижимости, обслуживающая потребности большинства с понятно откуда берущимся ежемесячным доходом пытается хоть как-то удержаться наплаву, периодически захлёбываясь в череде ротаций арендаторов, письмах о скидках / пересмотре коммерческих условий, полных слез, шантажа и манипуляций от таких же простых арендаторов.

Рабочая активность большинства сотрудников отделов аренды рядовых моллов лишена креатива и сведена к поиску актуальных контактов развивальщиков и хоть каких-то альтернатив на грустные проплешины в некогда стройных рядах мелкой нарезки.

Потенциальными арендаторами на вес золота сегодня стали хозтовары, магазины инструментов, автозапчастей, клиники, пункты выдачи и те, кто еще несколько лет назад кучковался на обочине торговых центров первого поколения.

В ежеминутной череде новостных лент, сводках о пожарах в Турции, Якутии и Греции, очередной волны COVID-19 и новых штаммах, умирающих и выздоравливающих, политической катастрофе в Афганистане, есть ряд событий, о которых не расскажут большие СМИ. Это вспышки ритейл лета 2021, которые были в постах SavA FM.

Эти десять событий, перечисленные ниже, так или иначе повлияют на будущее рынка торговой недвижимости и ритейла. Как?

Я думаю вот так:

1. рост крупного бизнеса + монополизация отдельных секторов / сокращение малого и среднего бизнеса;

2. актуализация вопроса правовых гарантий сохранности частной собственности;

3. увеличение количества заведений, ориентированных на очень богатую публику, а также появление клубных проектов;

4. более стремительное развитие digital и VR проектов;

5. наступление золотой эры ре-девелопмента торговой недвижимости;

6. рост конкуренции между производителями и ретейлерами;

7. переформатирование ритейла;

8. внедрение стандартов сервиса и работа с лояльностью.

10 запоминающихся событий ритейла лета 2021 от SavA FM:

1. Natura Siberica:

Отнимать - не создавать. Десятилетиями доказанный факт. Актуальный вопрос сегодняшнего дня: "Какой смысл в нормативно-правовых актах и законах, если они не являются гарантом защиты прав частной собственности?".

Пост на официальной странице бренда в Instagram. 12.07.2021
Пост на официальной странице бренда в Instagram. 12.07.2021

2. Продажа Reebok:

Сравнив цену покупки бренда в 2006 году с ценой его продажи в 2021 году, на ум приходит поговорка: "Покупали - веселись, посчитали - прослезились".

Воздержусь от оценочных суждений о работе команды мирового бренда-лидера Adidas group. Без сомнений и акционеры, и команда при покупке в 2006 году рассчитывали на взлет продаж и показателей на фоне растущего тренда на уличный и спортивный стиль в одежде.

Одним и слагаемых, сыгравшим злую шутку, является череда мировых экономических кризисов и пандемия. Эти непростые для Reebok и Adidas Group 15 лет отношений хочется запомнить смелостью рекламных кампаний и частыми коллаборациями, позволившими бренду стать более заметным и модным.

Коллаборация Reebok x Maison Margiela. Фото: Pinterest.
Коллаборация Reebok x Maison Margiela. Фото: Pinterest.

3. введение обязательных QR кодов:

Почти на месяц с 28 июня 2021 года опустели московские рестораны в связи с введением обязательных QR кодов для их посещения.

И пока посетители креативили, фотографируя квитанции Мосэнерго и выбивая татуировки с индивидуальным орнаментом на руке, арендаторы и арендодатели обменивались письмами о пересмотре арендных платежей на максимально возможный период. Юридически обосновать просьбу рестораторам оказалось невозможно, поскольку введенные ограничения относятся исключительно к предпринимательским рискам.

В этой вечной битве арендодателя и арендатора победу одержала вменяемость и порядочность каждой из сторон.

Зал ресторана Pinch в дни действия QR кодов. Июль 2021.
Зал ресторана Pinch в дни действия QR кодов. Июль 2021.

4. ресторан "Гвидон":

Дорого, богато, амбициозно открылся ресторан WRF Group на месте бывшего ресторана "Ватрушка" на Б. Никитской ул., д. 5.

Много хрусталя от Натальи Белоноговой, роспись Ивана Глазунова и очень много того, что был реализовано с подачи гениального Ильи Тютенкова.

История не терпит сослагательного наклонения, и гадать: "Наделало ли столько шума открытие Cipriani Александром Орловым (Bulldozer Group) не имеет никакого смысла.

Для истории превращения Б. Никитской улицы в ресторанный коридор Москвы, пролистаю записи и архивы 2019 года. В рассылаемой три года назад презентация объекта общей площадью 958,7 м2 фигурировала ставка 94 000 рублей/м2 в год. Сумма, казавшася сложно остижимой оказалась вполне реальной и рыночной спустя всего лишь 3 года.

Вывод один: "Спрос рождает предложение".

Элементы интерьера ресторана "Гвидон". Фото: страница заведения в Instagram.
Элементы интерьера ресторана "Гвидон". Фото: страница заведения в Instagram.

Что же до роскоши, облетевшей Instagram в первые дни после открытия, то скорее это констатация факта присутствия заседедевшихся невыездных, которым надо где-то непристойно много тратить. Говорить о буме развития ресторанной индустрии как-то неповорачивается язык, ведь даже простому обывателю очевидны катастрофическая нехватка шефов и отсутствие свежей европейской крови на московских кухнях.

Ресторан "Гвидон". Фото: страница заведения в Instagram.
Ресторан "Гвидон". Фото: страница заведения в Instagram.

5. Рост интереса со стороны фешн брендов к району Патриарших прудов и числа проверок операторов общепита:

Количество фешн открытий брендами, вышедшими из виртуального пространства, в этом году бьет все рекорды. Концепция, ассортиментный перечень, ценовая политика и вывески магазинов лучше всего передают портрет целевого покупателя, обеспечивающего те самые обороты для оплаты арендной платы в размере 800 000 - 1 000 000 рублей в месяц за бутики площадью +/- 100 м2. Это конечно тебе не магазин "Березка" от Анастасии Рябцовой и не Stephen Webster, но каков покупатель, таков и товар.

Район Патриарших прудов. Лица. Фото: Instagram Radio Patriki.
Район Патриарших прудов. Лица. Фото: Instagram Radio Patriki.

На фоне роста числа открытых дверей с корсетами и укороченными худи, резонировали манипуляции с внешней вентиляцией кафе "Рецептор", которую активисты срезали, а собственник настойчиво возвращал на свое незаконное место. Череда проверок государственными органами в заведениях общепита не решила проблему шума от дурманенной толпы, но навело на мысль отдельных рестораторов: "А стоит ли?".

6. Продажа ТЦ "Ривьера":

Есть ряд причин, не позволяющих озвучить все те ошибки, которые были допущены в проекте, конфигурации магазинов, размещении арендаторов, формировании торговых зон и вертикальных коммуникаций.

Я прекрасно отдаю себе отчет с какими проблемами все эти годы сталкиваются мои бывшие коллеги, управляющие объектом, ведь им надо не просто красиво говорить, а обеспечить заполняемость и cash flow непростого проекта. Именно поэтому я предпочитаю молчание и сухую статью СМИ о смене собственника ТЦ.

ТЦ "Ривьера".
ТЦ "Ривьера".

7. Открытие брендов H&M Group в ТЦ "Метрополис":

Было давно логичным сократить площадь продуктового гипермаркета, не способного выполнять функцию якорного арендатора, до формата "супермаркет", как и усилить фешн пул брендами COS и ARKET, еще раз подтвердив изначальную идеологию торгового центра - самый модный в черте города.

На примере ТЦ "Метрополис" лучше всего наблюдать за трансформацией рынка торговых площадей, сменой форматов магазинов и рисками, связанными с плотной конкурентной средой.

ТЦ "Метрополис". Этаж 1.
ТЦ "Метрополис". Этаж 1.

8. Флагман сети "Золотое Яблоко" в "Неглинная Галерея":

Неглинная Галерея относится к тем объектам, который любой профессионал рынка торговой недвижимости оценит как "сложный". Объективно мало кто в силах раскачать проект с планировкой катакомб, несколькими собственниками, ЦУМом, Цветным и ГУМом под боком, так что винить компанию Jamilco, управлявшую объектом последние несколько лет не в чем.

Подписание договора аренды с парфюмерным гипермаркетом "Золотое Яблоко" скорее еще сильней взбодрит "Рив Гош" в универмаге "Цветной", чем оживит другие этажи галереи непростого объекта.

Перестраивая именно сейчас магазин на первом этаже Цветного, команде "Рив Гош" надо очень сильно постараться и покреативить, и это понимают все.

-11

9. Витрина Zara:

Самое красивое событие лета 2021 подарила всему миру компания Shanef 3D. Витрина магазина Zara вихрем пронеслась по всем информационным площадкам в разных частях света.

В далеком 2014 году моя фраза на собеседовании в компании Jamilco "продавать прежде всего надо эмоцию", послужившая причиной отказа в вакантной должности, вот уже пару лет является девизом, звучащим со всех трибун ритейла. Странно, не правда ли?

В споре может ли такое быть реализовано в Москве, моя однозначная позиция - может и должно. Москва становится столицей в мировом рейтинге, и в ней есть место и "Большой глине №4" Урса Фишера и самым смелым digital решениям и смелым коллаборациям на товарных полках.

ГЭС-2. Фрагмент скульптуры "Большая глина №4" Урса Фишера.
ГЭС-2. Фрагмент скульптуры "Большая глина №4" Урса Фишера.

10. Рекламные кампании ВкусВилл и Тануки:

Есть темы, как оголенные провода, которые лучше не трогать, даже, если готовишься к IPO и хочешь показаться продвинуто-толерантным или если твои продажи падают и надо как-то хайпануть и поднять обороты с пола.

Я уверена, что личная жизнь на то и личная, что ее не принято обсуждать или осуждать, а толерантность и принятие не должны быть орущими и навязчивыми.

Но рейтинги и сборы делают голые части тела и постель, а не освещение проблемы вырубки лесов, загрязнения воды или улыбчивые котики.

На экологии и зверюшках много не заработаешь, так что сакральная жертва неизменна.

Вряд ли кого-то заинтересует такая рекламная кампания сети ресторанов суши. Это тебе не тигров на поводке водить. Фото: Pinterest.
Вряд ли кого-то заинтересует такая рекламная кампания сети ресторанов суши. Это тебе не тигров на поводке водить. Фото: Pinterest.