Чтобы вести беседы о любви, стоит взять Библию и закрыться в квартире хотя бы на год. Но это долго, сложно и не для всех. Поэтому обратимся к фильму «Она» и поговорим, что скрывается за таинственным словом «ЛЮБОВЬ». С вами подкаст «Не Кино», и мы начинаем.
Премьера фильма состоялась 12 октября 2013 года. В том же году картина была признана лучшей работой по версии Национального совета кинокритиков США. Главную роль — Теодора — играет Хоакин Феникс.
Герой — обычный парень, который ходит на работу, играет в компьютерные игры. По ночам сидит в голосовых чатах, занимается виртуальным сексом. Он говорит об этом прямо, открыто. Постепенно мы влюбляемся в этого персонажа и ассоциируем cебя с ним.
Мы видим в Теодоре себя. Тех, кто делает что угодно, лишь бы закрыть пустоту, которая съедает изнутри. Но самая главная черта, которая объединяет нас с героем, — чувство тоски по любви и теплу, которых так не хватает современному человеку.
Наступает день, когда герой покупает новую операционную систему на основе искусственного интеллекта. Здесь начинается самое интересное: Теодор отправляется на свидание с девушкой. Все идет прекрасно, коктейли раскрепощают, спутники шутят, флиртуют, наслаждаются друг другом. Затем следует сцена, когда после ресторана они целуются и девушка останавливается на секунду, чтобы спросить о следующей встрече. Именно с этого момента что-то идет не так.
Теодор не делает ничего плохого, он просто хочет переспать с девушкой. Дело даже не в самом «переспать». Одна моя знакомая поделилась мнением, почему некоторые мужчины ходят на кинки-пати. Она сказала: «Жень, эти мужики понимают, что им потом не надо будет платить ни в каком смысле. Все, что произойдет этой ночью, как в «бойцовском клубе», останется там. Они приходят за любовью матери, которая будет безусловно их принимать, что бы они ни делали. А когда наступит завтра, они с чистой душой пойдут по своим делам».
Теодор точно так же ищет тепла, он хочет забыть свою жену. А девушка не соглашается. Она хочет гарантий, она не готова просто отдавать. И он уходит, расстроенный и грустный. Дома его ждет Саманта — операционная система. Я использую термин «ждет», потому что в этом ее уникальная особенность. Она всегда есть, по любому требованию, по любому капризу она рядом. Как любящая мать или как Бог.
Один из эпизодов изящно раскрывает операционку с удивительной стороны. Теодор играет в компьютерную игру, где ему встречается один очень интересный персонаж. Они общаются.
Вроде пустяковый фрагмент, но вы вдумайтесь. Персонаж говорит: «Пошел в жопу», Саманта при этом предупреждает: «Это проверка».Этими словами она спасает человечка. Как говорилось в первом послании Петра: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов».
Саманта покрывает своей любовью грех игрока, который ругается и посылает всех. Она ведет себя в данный момент как любовь, которая видит за словами человечка то, что на самом деле он у нее просит. Вдумайтесь в этот парадокс, который порой мы для себя никак не можем разрешить. Он касается детей и родителей. Потому что ребенок, которого наказывают или заставляют делать уроки, не может посмотреть на родителя с любовью и увидеть, что тот ему желает добра, хоть и форма проявления родительской любви выражается таким способом. Родитель не может увидеть, что ребенок просит внимания или одобрения сверстников, когда хулиганит в школе.
Нам действительно не хватает той настоящей любви, которая обнимет и скажет, «то, что ты сейчас говоришь и делаешь, я вижу: это проверка». Чем дальше, тем больше этих доказательств мы будем встречать в сюжете. Будет момент, когда Тео скажет Саманте, что ей он может сказать что угодно, поведать любые тайны, ведь знает, что это безопасно!
В этом и отличие Саманты от других. Ей можно рассказать все, и она не осудит, она не скажет, что ты дрочер, извращенец или задрот. Она всегда на связи и готова спасти, даже когда ты сам себя готов распять.
Перед нами возникает изумительный вопрос: что позволяет Саманте не обвинять? Что ей позволяет любить и что вообще нужно, чтобы уметь любить? Режиссер нам дает подсказку:
«Я воспринимала твои слова как свидетельство собственной неполноценности».
Саманта проходит фундаментальный этап взросления, который дает ей возможность любить. Который будет отличать ее от людей, потому что, сколько бы лет нам ни было, очень часто до седых волос мы так и остаемся детьми. Ведь что такое взрослый? Взрослый — это когда мир сам по себе, автономен.
Вспомните: девушка на свидании вслепую воспринимает отказ героя от серьезных отношений как что-то гадкое и называет его мерзавцем. Тео расстраивается, потому что не понимает, что оскорбления не имеют к нему никакого отношения. У девушки были планы, она была очарована, она хочет серьезных отношений, а он хочет секса и забыть бывшую жену. Он нам так и говорит.
Эту ситуацию однажды очень хорошо описал Александр Моисеевич Пятигорский. Он сказал: «Нормальный человек — тот, кто, живя в своем мире, понимает, что миров, бесчисленное множество, легко сводимое к двум — его миру и всем прочим. Он знает, что любое его или чье-либо действие, слово или соображение, сколько бы очевидными они ни казались, всегда будут иметь по крайней мере два смысла». Нам полезно понять: мы никогда не знаем, что творится в голове у человека напротив. Он плывет по течению жизни, решает вопросы, которые встречается у него на пути. У той девушки были свои проблемы и задачи, а у Теодора — свои.
Часто мы думаем, что события происходят назло. Нам кажется, что дождь плохой, потому что мы хотели идти гулять. Мы думаем, что американцы плохие, когда вводят санкции против России. Это детская глупость, потому что американцы вводят инструменты, которые считают для себя выгодными и эффективными. Точно так же делает любой человек. Он поступает так, как ему выгодно, и зачастую не думает о других. Теодор столкнется с этой проблемой в конце фильма.
Представьте, что ваш любимый человек еще кого-то любит. Возникает важный вопрос: чего же мы хотим? Мы хотим любить или обладать? Что нам нужно на самом деле? Саманта очень точно скажет Теодору, что любовь — это способность, которая не зависит от внешних обстоятельств. Эта способность есть в Саманте. В каком-то смысле Саманта и есть воплощение любви. Я знаю, как это сложно понять. Христос, который тоже есть любовь, любил всех людей без исключений. Любил Иуду, который его предаст, любил тех, кто отправил его на крест. Любил без причины, безусловно.
Чтобы показать безумие желания Теодора к Саманте, нам с самого начала рассказывают о его работе: он пишет письма другим людям. Давайте подумаем, что он на самом деле делает, когда пишет письма.
Письмо — это личное, что является попыткой передать ту изумительную гамму чувств и мыслей к любимом человеку. По сути, любовное письмо — наши сжатые чувства, которые мы хотим передать или разделить с любимым. Мы задаемся вопросом: «кто может написать любовное письмо?». Ответ найдется сразу: любящий человек. Вот парадокс, алогизм, о котором говорил сам Теодор: он сам может любить многих людей. В нем есть эта способность, которая не относится к конкретному человеку. Она есть в нем вообще.
Кажется, именно так устроена человеческая жизнь, где, чтобы любить, надо повзрослеть и понять, что мир устроен по-другому. Понять, что Вселенная живет своей жизнью, и наша любовь никогда не зависит от чужих действий.
Подписывайтесь на наш телеграмм канал, там вы увидите много интересного и сможете услышать наши подкасты в формате аудио.