Почему такой монумент украсил именно #московский кремль ? Правда ли, что конкурсные проекты были настолько бездарными, что скульптора пришлось выбирать лично президенту Академии художеств? Какую роль в облике будущего памятника сыграл Император Александр III? А также - почему даже в дореволюционные времена конструкцию считали безвкусной и безидейной? И как этим позже воспользовались советские чиновники? Об этом и не только расскажу сегодня.
Фантазия без границ
Сейчас в юго-восточной части Кремля находятся живописный сквер и Тайницкий сад. Здесь много высоких и пышных деревьев, красивых и ярких цветов. Но раньше на месте парков было масштабное сооружение - монумент, посвящённый Императору Александру II. Желание воздвигнуть памятник государю возникло почти сразу после его трагической гибели в 1881 году. Московские чиновники очень хотели установить его в первопрестольной.
Сергей Михайлович Третьяков, младший брат человека, имя которого носит одна из главных галерей России, предложил разместить монумент на территории Кремля. Александр III, который тогда занимал престол, идею одобрил. В дореволюционные времена было принято строить памятники знаменитым людям за счёт пожертвований. Деньги собирали по всей Российской Империи.
Почти сразу же начался конкурс проектов будущего памятника. Всего провели три этапа. Всё это продолжалось долго, аж до 1887 года. Однако ни один из вариантов так и не удовлетворил комиссию. Оказалось, что практически все авторы мыслили штампами. Например, многие предлагали водрузить Императора на коня. Другие сосредоточились на аллегориях и мифологии. Причём фантазия у некоторых скульпторов разыгралась настолько, что за всей мишурой совершенно терялся Александр II.
Скульптурные мучения
Московский генерал-губернатор Владимир Долгоруков решил обратиться за помощью к президенту Академии художеств, князю Владимиру Александровичу (сыну Александра II). Тот должен был предложить кандидатуры скульпторов, которые точно блестяще справились бы с поставленной задачей. В качестве вознаграждения полагалось 5 тысяч рублей. По тем временам это много.
В итоге к работам по созданию монумента приступили скульптор Опекушин (он создавал непосредственно образ Александра II), художник по фамилии Жуковский и архитектор Николай Султанов (они сосредоточились на остальных конструкциях). Есть версия, что активное участие в проекте принимал и Александр III. Так Император подал идею совместить итальянский и русский стиль при создании монумента. А также утвердил финальную версию самой скульптуры. Изначальный вариант Опекушина предполагал Александра II в сюртуке, с фуражкой в одной руке и манифестом об отмене крепостного права в другой.
Торжественная закладка памятника состоялась 14 мая 1893 года. Строительство шло медленно. Отчасти потому, что конструкция была капитальной, с приличным фундаментом. Со статуей тоже пришлось намучиться. Опекушин слишком долго подбирал детали скульптуры. В итоге он одел 6-метрового Императора в форму, в которой он венчался на царство. В левой руке был скипетр, а правая обращалась к народу, намекая на решение крестьянского вопроса. В итоге монумент открыли только 16 августа 1898 года.
Монументально и шикарно
На торжественной церемонии присутствовали практически все высокопоставленные люди страны. Кстати, строительство памятника обошлось в 1,8 млн рублей. По тем временам огромные деньги. #Архитектура конструкции получилась монументальной. Бронзовая статуя Александра II расположилась под шатром. На его вершине красовался двуглавый орёл. При отделке конструкции применяли розовый финский гранит, а также позолоту и тёмно-зелёную эмаль.
По бокам расположились крытые галереи. Их потолок украсили мозаичными портретами практически всех правителей Российского государства. На пьедесталах колонн разместили гербы бывших удельных княжеств и земель, которые на протяжении истории присоединялись к России. Вечером сооружение подсвечивали. Москвичи имели возможность посидеть на лавочках в галереях и полюбоваться на город, а также спуститься по ступеньках в Тайницкий сад.
Таким образом, огромный монумент стал одним из самых заметных сооружений Кремля. Интересно, что скульптура Александра II стояла спиной к реке. Поэтому с берега его не было видно полностью благодаря шатру. Иначе как-то нехорошо получалось.
Уничтожение "безвкусицы"
Однако, несмотря на всю красоту, большинство москвичей памятник не жаловали. Даже в городских путеводителях начала 20 века пытались отговорить от посещения монумента. Его считали слишком большим, неуклюжим и неуместным среди многовековой застройки Кремля. Некоторые критики даже говорили, что конструкция не имеет никакой идеи, а также напрочь лишена вкуса.
Этим и воспользовались советские чиновники, а также искусствоведы после Октябрьской Революции 1917 года. Они чрезвычайно активно говорили о недостатках монумента. Согласно их мнениям, в конструкции вообще не было никаких положительных черт. В апреле 1918 вышел специальных декрет, который предписывал уже к 1 мая снести самые вопиющие памятники царизму и монархическому режиму.
С монументом Александру II вышла непростая #история . Разрушать его оказалось слишком дорого. Таких денег у нового правительства не было. Поэтому сначала решили сохранить общую конструкцию, а Императора спрятать в чехол, чтобы он не отвлекал своим видом от строительства коммунизма. Галереи вместе с шатром хотели потом как-нибудь использовать. Возможно, для памятника кому-то более достойному, по мнению новых властей. Например, Ленин предлагал там установить монумент Л.Н. Толстому.
В итоге скульптуру Александра II вскоре распилили на части и отправили в музей. С шатром и галереями распрощались только через 10 лет. Долгое время место пустовало, пока в 1967 рядом не открыли памятник В.И. Ленину. Но и его убрали, после того, как распался Советский Союз. В наше время здесь находится парк. В 2000-х годах пытались поднять вопрос о возвращении памятника Императору. Но вряд ли это когда-нибудь действительно случится.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!