Великолепная вещь — кино. Оно завораживает, берёт с собой в плен, и уносит нас в прошлое, будущее, и в миры, которые никогда не существовали. Советский кинорежиссер С.А. Герасимов однажды сказал: « Кинематограф — удивительнейшее из всех искусств хотя бы уже потому, что он вбирает в себя все без исключения искусства, множа их на мощь современной техники». Кино — одно из самых популярных и доступных развлечений сегодня. Покажите мне человека, который не видел ни одного фильма или даже самого маленького сериальчика. Вряд ли таких найдется много.
Это волшебство в наш мир принесли братья Люмьер. Они изобрели первый работающий и пригодный для пользования киноаппарат, который подарил людям зрелище «живой фотографии». Изобретение братьев захлестнуло мир с невероятной скоростью. Аппараты покупали как горячие пирожки. В это время зарождаются мировые киностудии. Сами братья гастролируют со своим изобретением, и устраивают кинопоказы, которые пользуются оглушительным успехом.
Саша Ханжонков родился в 1877г. в семье небогатого казачьего офицера. Мальчик получил блестящее военное образование. В 1896г. он окончил юнкерское училище, получил назначение в один из лучших полков и был расквартирован в Москве. Все указывало на то, что он станет великолепным военным, однако судьба распорядилась иначе. Карьеру военного сломала любовь с первого взгляда. Сводный брат Александра Сергей в 1896 г. привез из поездки в Париж кинопроекционный аппарат с фильмами. Были приглашены гости, и под всеобщее ликование, началась демонстрация возможностей новомодного изобретения. В этот момент Александр Ханжонков выбрал себе новую судьбу, которая навсегда переплелась с кинематографом.
В начале 1911 г. в прессе появилось сообщение: «С высочайшего соизволения Его Императорского Величества Государя Императора, фабрикант русских кинематографических картин, состоящий в запасе по Войску Донскому, есаул Ханжонков приступает к съемкам грандиозной батальной картины «Осада Севастополя».
В случае неудачи в прокате, Ханжонков рисковал остаться полным банкротом, так как картина потребовала огромных финансовых вложений и стоимость ее превысила в три раза первоначальную смету. Александр, однако, не унывал. Он безоговорочно верил в успех своего предприятия и подбадривал других.
Фильм стал первой российской полнометражной картиной и взбударажил всю общественность. Все билеты били куплены. Успех «Обороны Севастополя» еще долгое время не могли повторить остальные кинопроизводящие фирмы. От фильма к фильму «Ханжонков и К» наращивает свой авторитет и все громче говорит свое слово в русском кинематографе. Студия открыла таких режиссеров как: Евгений Бауэр и Владислав Старевич. В картинах кинопредпринемателя гремели такие звезды как Вера Холодная и Иван Мозжухин. Огромное восхищение вызывает и то, что Ханжонков первым из русских киноиздателей стал выпускать научно-популярные и документальные фильмы. Как и сегодня, фильмы такого жанра были не в чести у широкой публики и заведомо были провальными по части кассы. Но Ханжонкова это не останавливало. На свои собственные деньги он снимал то, что считал полезным для людей и делал это с огромной любовью.
А дальше была Ялта. Александр Ханжонков мечтает создать там Голливуд по-Русски. В короткие сроки в Крыму создается киностудия, которая рождена, чтобы выпускать грандиозные фильмы. Однако, у революции были свои планы и на Ялту, и на кино, и Ханжонкова. Фирма была отобрана и стала народным достоянием, кино на какое-то время становится неактуальным для новой России. Ханжонков мигрирует. Позже, советское правительство попросит вернуться великого кинематографиста на родину и он, будучи уже тяжелобольным опять поселится в Ялте. Однако, нужного применения талантам первопроходца российского кино так и не будет найдено в СССР. Ханжонков умрет в 1945 гг. практически забытым. Сегодня имя Александра Алексеевича Ханжонкова неразрывно связанно с историей Российского кино. Он яркий пример, того, как нужно любить свое дело и гореть им. Компания «Ханжонков и К» по праву заслужила свое место на аллее звезд, которые зажигаются во имя мечтателей.