Неутешительная статистика по нашей стране говорит о том, что большая часть проектов и стартапов прекращают своё существование уже через пару лет после открытия. Предприниматели знают это, от этого и проявляется такая насторожённость к сотрудничеству с компаниями, которые ещё не успели в полной мере себя зарекомендовать.
Что такое скам?
Скам (англ. skam) – на наш лад термин перекочевал в оригинале, но для простоты можно интерпретировать данное слово, как «мошенничество», «афера» и т.д. В контексте интернет и сетевых проектов термином «skam» нарекаются компании, которые задерживают выплаты (или вовсе их не осуществляют), не соблюдают условия договоров, партнёрские соглашения, а также не отвечают по возложенным на них обязательствам со стороны инвесторов.
В российской среде такую репутацию заработали финансовые пирамиды и проекты-однодневки. Таким компаниям присущ чистый матричный тип маркетинга – стремительное «развитие» и, как результат, закрытие через год.
Только лишь в редких случаях, которые, скорее являются исключением из правила деньги никто не теряет – держатели проектов ведут прозрачную бухгалтерию и постепенно расплачиваются по долгам. Но чаще всего закрытие компании несёт за собой финансовые убытки для партнеров и вкладчиков.
Суть работы скам-проектов вкратце
Скам-проекты бывают самыми разными, но определить их можно по самому бросающемуся в глаза признаку – основной источник дохода. Участники этой структуры увеличивают доход только в случае привлечения новых людей: лидер команды берет проценты от средств, вложенных в компанию нынешними и последующими участниками проекта.
Есть такое понятие как «реферальный бонус», то есть вознаграждение за привлечение новых потенциальных участников проекта. Является одной из составляющих рекрутинга. Но в скаме подобные действия могут быть чуть ли не единственным источником прибыли. Если для проектов в классическом понимании характерным видом заработка является продажа услуг, планирование, разработка и реализация собственного продукта, то в скам-проектах основной доход заключается в привлечении новых инвестиций от новичков — до тех пор, пока участники продолжают приходить. Закрытие же таких проектов наступает ровно тогда, когда прекращается приток клиентов.
Каким образом проекты скатываются в скам?
Проекты все больше начинают походить на скам в момент снижения показателей дохода при одновременном росте показателей оттока. Отток сам по себе может быть вызван целым рядом причин, таких как:
- Целевая аудитория
После того, как проект-пузырь прекращает расширение, а новички перестают вкладываться, закрытие проекта становится неизбежным.
- Опасения вкладчиков с партнёрами
Данная ситуация применима в моменты, когда проблемы приходят извне (специально взятый негатив, финансовые кризисы на государственном или мировом уровне), — зачастую в таких случаях большинство вкладчики в короткий промежуток времени выводят средства. В первую очередь, речь идёт о банках.
- «Особые» даты
В канун строго определенных периодов (к примеру, новогодние праздники, отпуск или определённые праздники) людям также характерен вывод большого количества средства.
- Слишком динамичный старт
Маркетинг в таких проектах будет работать до тех пор, пока будет стабилен прирост участников. Если в момент запуска структура развивается быстрыми темпами, а затем темпы развития резко спадают —долг системы моментально накапливается, а тот приток денег, что пойдёт на выплаты партнерам достигает критически малых показателей.
- Хакерская атака
Осознавая перспективы прибыли у подобных проектов, злоумышленники относятся к их веб-сайтам и финансовым средствам средствам на счетах этих сайтов как к способу наживы. Поэтому при создании того или иного проекта важно преждевременно подойти к вопросу способности противостоять злонамеренным попыткам получения доступа к данным или транзакциям.
- Ошибочный маркетинг
Одна из важнейших составляющих в успехе сетевого бизнеса — это компенсационный план. Для того, чтобы он был грамотно выстроен нужно работать только с теми подрядчиками, у которых уже есть опыт и хорошие отзывы на рынке МЛМ-проектов.
В момент осознания того факта, что компании осталось недолго, дальнейшие развития событий будет развиваться по одному из таких сценариев:
• Рабочий сайт компании прекращает функционирование, то же самое касается и платежки. К примеру, пропадает возможность вывода средств, но вот функционал, ответственный за то, чтобы эти средства принимать — работает.
• От компании приходят заявления о возникновении технических неполадок, в связи с этим выплаты не могут осуществляться в полной мере. Да и в общем-то вывести деньги из проекта становится почти невозможно.
• Выходят все новые различные постановления о какой нибудь верификации для пользователей. Те, кто не прошел данную верификацию, выплаты не начисляют. «Всучить» такое обновление могут под изящным предлогом, например, компания заявляет о запуске новой платежной системы, создаёт инфраструктуру для борьбы с ботами, удаления фейк-аккаунтов и т.п.
• Ранние вложения претерпевают заморозку или отправляются в “резервный фонд”. Вывод денежных средств возможен при выполнении строгих дополнительных условий (к примеру, “пригласите клиента, который готов инвестировать 2000$ и выводите собственные замороженные 400$”), или в моменты в ситуации возврата системы на прежние позиции в связи с ее расширением.
Как только случается что нибудь наподобие из вышеупомянутого, среди участников на проекте начнется тревожность.
Кстати говоря, во множестве скам-проектах выплаты уже с самого начала осуществляются далеко не каждому. Между юзерами происходит специфичный отбор, в результате которого и будут начисляться выплаты по тому или иному принципу. В подобные списки юзеров, которые могут заработать хоть какие-то средства, обычно попадают те, кто в силах повлиять на массы людей (например, это могут быть люди с большим охватом в социальных сетях, блогеры и т.д., а также те единицы, кто обладает высоким авторитетом в той или иной сфере).
Основы, которые помогут избежать скама проекта
Существуют фундаментальные основы, следуя которым вы сумеете значительно занизить вероятность краха собственного дела:
- Расчётливый маркетинг, который продуман наперёд.
Компенсационный план с запасом - то, от чего будут приходить прибыль и засвистеть последующее расширение компании. Планирование и создание компенсационного плана нуждается в особом внимании, профессионального подхода, а также опыта в самых разных направлениях бизнеса. Выполнение всего вышеперечисленного требует привлечение знающих людей, давно работающих в сфере высокоуровневого маркетинга и понимающих особенности индустрии.
- Тестирование и обеспечение качества.
Проверяйте и следите за изменениями в рабочих процессах, связанных с изменением и добавлением нововведений в ваш проект. Это же касается и апдейта веб-сайта, бизнес приложения и потребительского продукта: в начале разработайте прототип, протестируйте внутри команды разработки, и уш тогда следом запускайте новую фичу в эксплуатацию.
- Сделайте бизнес более гибким и адаптивным.
Сегодня умение и готовность к оперативным и своевременным изменениям необходима для состоятельности бизнеса. Для достижения возможности таких особенностей используют подходы Lean и Agile.
Agile - это совокупность подходов, принципов и техник, обеспечивающие гибкость разработки проекта. Менеджеры, которые придерживаются данной технологии, получают на выходе более проверенный, подготовленный и готовый к изменению условий на рынке продукт.
Lean - это совокупность принципов, ответственных за аккуратность. Его цель состоит в организации процессов и задач таким образом, чтобы избежать потенциальные риски и проблемы для проекта, а также приумножить его ценность на рынке.
- Создание профессиональной команды.
Серьезные и основополагающие вопросы нельзя решать однобоко. Сформируйте такую команду профессионалов своего дела и дайте им возможность принимать участие в управлении, а также принимать важные решения.
- Построение стратегии и обнаружение потенциальных рисков.
Заранее обдумайте, что может встать на пути вашего развития. Обозначив потенциальные риски, продумайте план дальнейших действий, способный их устранить по их устранить. Отдельно стоит выделить материальную составляющую развития - прокачивайте способы заработка, а также находите новые и следите за затратами.
- Проводите бизнес-аудиты.
Занимайтесь привлечением экспертов, которые могут дать объективную оценку и всю необходимую информацию об актуальном состоянии компании: производительность, надежность, безопасность, отчетность и прозрачность, готовность к изменениям, конкурентоспособность и т.д. Таким образом вы сможете более точно познать собственные преимущества и из преумножить; а также обнаружить слабости, проработать систему их вычисления и избавления от них. Запомните — стоимость, важность и срочность возникших проблем для компании напрямую зависит от момента их обнаружения — чем раньше, тем лучше.