Найти тему

Конец истории, но какой

Как наиболее древние цивилизации мы знаем Египет, Шумер и т.д. Они возникли почти шесть тысяч лет назад, находят и более древние следы. К тому же времени относят и широкое распространение растений для земледелия. Но для создания земледельческих цивилизаций нужна была уже освоенная технология земледелия, обеспечивающая жизнь, а не наоборот.

Считается, что в более ранние времена были собиратели с палками-копалками и они постепенно освоили земледелие. Но освоение земледелия это долгий творческий процесс, который должен увлекать. Индейцам в Северной Америке было что собирать и на что охотиться, создавать земледельческие технологии им было ни к чему. Если посмотреть ту же Стрелецкую степь, то там лучше пасти скот, копалкой просто нечего ковырять. Собиратели там если и были, то их проблемой было выжить, а освоить земледелие могли те, кто был в какой-то степени свободен от борьбы за жизнь.

Поэтому наиболее древние цивилизации могли создать не земледельческие, а скотоводческие и занимающиеся рыбной ловлей прибрежные культуры. Они возникли раньше земледельческих. В допотопные времена на севере Африки и севере Урала была богатая кормовая база, в прибрежной зоне Африки, реках и озёрах за Уралом много рыбы. Грузила для рыбных снастей, найденные в Корее датируются в 29 тысяч лет. По исследованиям ДНК одомашнивание животных произошло ранее 11 тысяч лет. Удобным для содержания стадами является, например, олень, даже сравнительно дикий. Рисунки со сценами охоты на оленей появляются не позднее 20 тысяч лет. Даже мамонты могли быть с людьми как слоны в Индии.

То есть уже 20 тысяч лет назад были условия для создания обобществлённых культур, занимающихся скотоводством и рыбной ловлей. В таких культурах требовалось производство снастей для ловли рыбы, лодок и небольших кораблей, оружия и т.д. Для производства в нужных масштабах требовались небольшие ремесленные центры – развитое скотоводческое и рыболовное хозяйство позволяло их содержать. Но мастера в таких центрах не все, часть людей были вспомогательными и могли отталкиваясь от собирательства создавать земледельческие технологии. Когда эффективность этих технологий стала очевидной мог начаться процесс создания земледельческих культур и цивилизаций. Можно заметить, что доземледельческая культура не могла быть у той же Атлантиды, с городом, характерным для земледельческих культур. Другими словами были воины из Атлантиды, а вот огромного города быть не могло, такие города строили гораздо позже.

В более поздние времена климат ухудшился. Северная Африка за каких-то 300 лет правратилась из цветущего края в пустыню. Остатки ранней цивилизации ушли на Нил, где пригодных для скотоводства площадей было слишком мало и воспользовавшись накопленными навыками перешли к земледелию. Старые знания и умения были утрачены, хотя остались данные о звёздных циклах с периодом в десятки тысяч лет. Фанатичная вера (а может память) в райскую жизнь где-то там толкнула на создание знаменитых пирамид. Можно отметить, что именно земледельческие культуры породили рыночные денежные отношения.

На южный Урал после изменения климата древние скотоводы пришли с севера, где утрата кормовой базы шла медленно. Поэтому условий для сохранения культуры было больше. До нас её остатки дошли в виде империи Чингизхана и Тартарии. Хотя о них сейчас нередко вспоминают, обычно пропускают отличие от других древних цивилизаций – Египта, Вавилона и т.д. Тартария оставалась принципиально иной. Она была расположена в зоне, богатой травами, даже мамонтам хватало. Поэтому основой для жизни оставалось скотоводство. Но в Тартарии развивалось ремесленничество в городках по типу Аркаима. Поскольку проживание не было совместным и образ жизни скотоводов мало похож на ремесленников, это были почти две культуры. Стремление жить в ремесленных городках для скотоводов было равносильно стремлению вырваться в творческую атмосферу.

В жизни скотоводов Тартарии продукты ремесленничества играли значительную роль. Намного раньше других они начали жить в повозках, двигаясь за стадами. Зимой это были сани, потом видимо впервые там появилось колесо. Для массового изготовления повозок потребовались городки ремесленников – в отличие от саней изготовить в поле колесо было трудно. В лесостепной зоне труднее, чем в степи, защищать стада от хищников. В степи с лошади хищника видать издалека. В лесостепи нападение хищника было внезапным и требовалась быстрая реакция. Для этого каждому, в том числе женщинам, требуется дальнобойные луки и умение стрелять из них на скаку. Для массового изготовления хороших луков нужны профессионалы-ремесленники. Ну и дополнением была посуда, украшения, в том числе золотые. В 18-м веке разграбление золота из захоронений Тартарии приобрело массовый характер, значит было что грабить. Однако, денежных отношений и рынка историки не отмечают, обмен мог быть ограничен небольшими сообществами, бартером. Отношения регулировались старейшинами или вождём.

Поэтому менталитет наследников Тартарии и их вероисповедование принципиально отличны от западной земледельческой по своей природе цивилизации, староверы это не бывшие язычники. Их вера и стремление к производству имеют совсем другой смысл. В 17-м веке староверы противостояли ориентированным на запад христианству, не только по вере и коллективизму, но и экономически. Пример из экономики – порядки промышленной группировки Сергея Ивановича Мальцова её уничтожение. Поэтому официальное число погибших в 17-м веке староверов 20-30 тысяч человек сомнительны, возможно и 200 тысяч. В общем, это как отношение к холокосту евреев и русских – то есть, то как бы и нет. Хотя уход цивилизации не может не быть трагичным.

Земледелие позволяло кормить семью при обработке вручную треть гектара в европейских условиях и лошадью1.2 гектара в условиях северной Руси. Но люди работали всю жизнь, жили лет до 40, стариков было мало, продуктов перманентно не хватало. Поэтому социальные отношения, реализованные в рынке, строились на принципе спрос превышает предложение, спрос хотя бы чуть выше. Рынок поддерживал наличие привилегий и элиты, именно они регулировали предложение.

Третий этап развития (после прибрежных и скотоводческих цивилизаций, после земледельческих цивилизаций) начался с возникновением производства в промышленных масштабах. Он отличался использованием вместо мышечной силы сначала энергии ветра и воды, затем двигателей – электрических, паровых и внутреннего сгорания. Изменение такое же колоссальное, как и начало земледельческих цивилизаций шумеров и египтян. Обеспеченность жизни значительно возросла, что выразилось в увеличении продолжительности жизни, появилось много стариков, потом и пенсии. Но развитие промышленности до сих пор основано на рыночных отношениях, возникших вместе с земледелием пять тысяч лет назад. А в условиях обеспеченности, когда предложение превышает спрос, рынок работать не может, не для того он создавался. Потеряло смысл и наличие прежней элиты, поскольку обеспечены все.

Регулировка производства на уровне чуть выше спроса требует иных, чем рыночные принципы. Рынок чересчур произвольная система управления из-за человеческого фактора и легко «сваливается» в перепроизводство. Поэтому для промышленных цивилизаций, а это для следующих может пяти тысяч лет, рынок это управление «.. не той системы». Но ручное управление Госплановского типа не базируется на полной информированности и тоже слишком произвольное из-за человеческого фактора. Для заводов-автоматов нужна автоматическая система управления на уровне страны.