Перспективные планы создания массового отечественного автомобиля нового поколения на заводе ГАЗ появились еще 1938-ом году. К этому времени были созданы первые эскизы и технические наработки. Сделать на их основе действующую модель просто не успели, помешала война. К проекту удалось вернуться только в 1943-м году, первые ходовые образцы были показаны Сталину и его соратникам в победном 1945-ом. Название «Победа» идеально подходило для новой машины.
Она могла и не появиться, если бы не главный конструктор Горьковского автозавода А. А. Липгарт, возглавивший работы по созданию автомобиля и лично проводивший испытания. Реализовать такой грандиозный проект без государственной поддержки невозможно и сейчас, а в те времена, когда все зависело от одного человека и подавно. Создание «Победы» как сказали бы сегодня, курировалось на самом верху.
Столь ответственное дело было поручено Г.М. Маленкову, секретарь ЦК ВКП(б) в последние месяцы войны возглавил особый комитет по демонтажу промышленности Германии и репарациями в пользу СССР после победы. Трофейное оборудование и машины ускорили работу наших специалистов, помогли создать ГАЗ М-20 учитывая конструктивные особенности немецкого флагмана Opel Kapitan. Маленков лично отдавал распоряжения министерству цветной металлургии с требованием об увеличении выпуска листовой стали для нового автомобиля. Металла в послевоенной стране все еще не хватало.
В то же время Горьковский завод готовился к запуску производства грузовика ГАЗ-51. Спешка и авральный режим работы дали свои негативные результаты, машина получилась сырой, за первое полугодие 1946-го года было изготовлено всего 23 экземпляра. Недочёты пришлось устранять в процессе производства. Массовый выпуск улучшенной модели стартовал только в апреле 1947-го. Главный куратор проекта Г.М. Маленков попал в опалу, но по другой причине.
В 1946-ом году он занимал должность председателя комиссии по созданию бомбардировщика ТУ-4. Работа авиационной промышленности была признана неудовлетворительной, а отвечающий за неё лишился должности и был выведен из секретариата ЦК. Опала длилась не долго, уже в скором времени ему удалось полностью реабилитироваться перед вождем активным участием в так называемом «Ленинградском деле».
Ну, а как же «Победа?» Её постепенно улучшали и модернизировали, появились новые варианты обивки салона, версия с тентованной крышей, машины такси, а позже особо мощная модификация для КГБ с двигателем в 90 лошадиных сил и полноприводная «Победа» ГАЗ М-72 для села.
В последние годы жизни вождя, Маленков стал его фактическим заместителем на должности председателя Совета Министров СССР, а после смерти Сталина, на полгода занял его место. Глава государства должен ездить на представительском лимузине и такие автомобили в его распоряжении были. Кроме ЗИС-110 было 2 «Паккарда» один из них кабриолет. Конечно же, в гараже тогдашнего главы государства стояла «Победа», насколько часто ей пользовался Георгий Максимилианович неизвестно, но руку к созданию этой легендарной машины он безусловно приложил.