В XVII веке чешский педагог Ян Амос Коменский сформулировал «золотое правило дидактики».
«Всѐ, что только возможно, предоставлять для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...»
(Коменский 1939: 207).
Четыреста лет прошло со времен Коменского, но его «золотое правило» по-прежнему актуально: в современных дидактиках и методиках принцип наглядности, прямой наследник «правила», занимает важное место (Соловова 2002: 28).
Идею чешского педагога продолжают теории двойного кодирования (Dual Coding Theories). Один из крупнейших ученых в этой области – Алан Паивио. Его основные работы изданы в 1970 – 2000-х годах. Согласно Паивио, в человеческой памяти существуют две «независимые, но взаимодействующие системы»: словесная и несловесная. Когда они активируются вместе – они помогают друг другу (Andra 2020: 3).
На практике это выглядит следующим образом. Предположим, ребенок учит с преподавателем слово “cheetah” – «гепард». Форма слова «сохраняется» в первой системе памяти – словесной. Но если преподаватель покажет ребенку картинку с гепардом – образ гепарда «сохранится» и во второй системе, несловесной. Эти системы раздельные, но они помогают друг другу, и слово запоминается лучше.
Идея Коменского, подтверждаемая в наши дни теориями двойного кодирования, помогает учителям, а также мамам и папам. Эксперименты показывают, что благодаря мультимодальному восприятию дети действительно усваивают информацию лучше.
Предположим, дети на уроке английского учат названия животных. Как может учитель сделать урок более эффективным?
- Во-первых, он может принести игрушки – фигурки животных. Или заранее попросить детей принести на урок по игрушке. Будут задействованы зрение и тактильные ощущения.
- Во-вторых, учитель может поставить аудиозапись со звуками животных, а дети будут отгадывать. Задействуется слух.
- В-третьих, учитель может попросить детей изобразить животных движениями и жестами. Например, учитель называет слово, а дети повторяют его и изображают животные. Будут задействованы слух, зрение и моторные ощущения.
Если понравилась эта статья, то поставьте 👍. Напишите в комментарий, приходилось ли вам обучать детей. Использовали вы наглядность, игрушки, видео, аудио, подвижные игры? А еще у меня есть YouTube канал🎦, где вы можете найти много советов и лайфхаков по изучению английского языка. Заходите, буду рад!
Литература
- Коменский Я. А. Великая дидактика. Смоленск: Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. – 320 с.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
- Andrä, C., Mathias, B., Schwager, A. et al. Learning Foreign Language Vocabulary with Gestures and Pictures Enhances Vocabulary Memory for Several Months Post-Learning in Eight-Year-Old School Children. Educ Psychol Rev 32, 815–850 (2020). https://doi.org/10.1007/s10648-020-09527-z