Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

«Мишку забыли!» Один день из жизни единственной женщины-водителя школьного автобуса

Оглавление

Женщина за рулем автомобиля — картина привычная. А вот представительница прекрасного пола за рулем школьного автобуса — большая редкость. МЛЫН.BY встретился с лучшим водителем школьного автобуса Минской области Еленой Коробейко, проехался ранним утром с ней по одному из маршрутов и узнал о ее буднях и, почему она выбрала традиционно не женскую профессию.

«Машины — это ее жизнь»

Напомним, в прошлую среду, 25 августа, в Логойске состоялся финал конкурса «Лучший водитель школьного автобуса Минской области». Водитель-женщина, Елена Коробейко, просто не оставила шансов для водителей-мужчин: показала лучший результат на автодроме, быстрее всех ответила на вопросы по ПДД и нашла выход из критической ситуации, которую сотрудники ГАИ задали ей решить.

Елена по образованию инженер-педагог. Стаж вождения — 23 года, из них — вот уже 7 лет за рулем школьного автобуса. К слову, водителем она работает на 0,5 ставки, основная же должность — начальник управления хозяйственного обслуживания ГУ «Центр по обеспечению деятельности организаций», где у нее 12 подчиненных. Но, по словам ее коллеги, Василия Макарова, машины — это ее жизнь.

-2

— Это прям ее! Она всю жизнь с техникой на «ты». Ей даже мужчины звонят, чтобы спросить, как то или иное чинить в автомобиле, — рассказывает мужчина.

Перед тем, как поехать на областной конкурс и отстаивать честь района, выбирали из узденских водителей. Интересуемся у Василия, не обидно ли ему было проиграть Елене.

— Вы что! Проиграть женщине — это честь для мужчины, — отвечает он.

К слову, поздравления с победой она принимает до сих пор, даже от незнакомых ей людей.

-3

— Меня, судя по поздравлениям, знают все. Хотя со многими я даже не знакома, — с улыбкой признается Елена. — Но мне даже как-то неловко: поздравляют за мою повседневную работу. Это надо же!

До того, как стать водителем школьного автобуса, она около десяти лет была мастером производственного обучения, где преподавала вождение на грузовом автомобиле, читала теорию вождения и вместе с учащимися разбирала устройство машин.

По ее словам, в первый раз за руль автомобиля села в 10-м классе на уроках вождения УПК.

— Еще в 90-х во всех школах был такой предмет как УПК, где будущие студенты могли получить квалификацию по профессии, например, воспитатель, медик, продавец, тракторист, швея или парикмахер с дальнейшим трудоустройством. А для парней была возможность отучиться на водителя С или D категории. Не помню как, но так получилось, мне тоже удалось попасть на уроки вождения. Но мне одной скучно было, — делится Елена, — поэтому я еще двух своих подруг позвала. Нас трое таких было.

— А вам не было страшно переходить с легкового автомобиля на машину пообъемнее и мощнее? Другие ведь габариты.

— Нет. Дорога же одна, а полоса такой же ширины.

— Не можем обойти стороной одну фразу. В заметке «СБ. Беларусь сегодня» звучала такая цитата «Пока женщины покупают себе косметику, я покупаю гаечные ключи»...

— Это мои (водитель и инженер-электрик — Прим. Авт.) так сказали! — не дослушивая отвечает Елена (смеется).  — Но они правильно сказали. Это действительно так. Марафет наводила только на свадьбу, а так — не люблю.

Возить детей не так просто

-4

1 сентября. На часах 6:20. Светает. В то время, когда некоторые только собираются на работу, Елена уже у всех водителей просит пройти медицинское освидетельствование, заполняет и раздает путевые листы.

-5
-6
-7

Затем поливает стекла автобуса водой, чтобы смыть влагу и улучшить видимость.

-8

После чего проверяет фары, поворотники и осматривает каждый автобус снаружи:

-9

— Каждый выезд начинается с подготовки. Техническое состояние автобуса особое — всегда в приоритете. Обычно этим занимается еще и наш механик, но сегодня я его отправила за запчастями, — поясняет женщина.

Как известно, к водителю школьного автобуса особые требования: категория вождения B, C или D, стаж не менее трех лет и ни одного нарушения в течение года.

— Кому-то может показаться простым возить туда-обратно детей. Но наша работа заключается не только в этом. Если ребят высаживаю на остановке, смотрю, чтобы ни попутных, ни встречных машин не было. Только когда дорога пустая, открываю двери и разрешаю выходить. Самое главное — быть осторожным на дороге.

В салоне у Елены очень уютно: на полках и возле окон расположены мягкие игрушки, ловец снов, разные наклейки волков и фигурки мультяшных персонажей, есть даже лисьи хвосты.

-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17

— Игрушки я принесла сама, но, как правило, дети их не стягивают к себе в объятия, лишь смотрят на них и улыбаются.

Про обучение водитель тоже не забыла: пока школьники едут на уроки, они могут прочитать правила дорожного движения в картинках, которые развешены на стеклах и стенах по всему салону:

-18
-19

— Наша Госавтоинспекция часто дает картинки с правилами ПДД, я сразу их ламинирую и в автобусе это все развешиваю, чтобы дети могли почитать, посмотреть.

В автобусе также есть телевизор  — чаще всего на нем транслируются разные песни, иногда Елена включает мультики или познавательные фильмы про ПДД.

-20

Нельзя не заметить флажок с разными значками. По словам Елены, они хранятся у нее еще со школьных занятий легкой атлетикой — метанием копья и толканием ядра.

-21

«Она активная, боевая!»

-22

В легкоатлетическом манеже ДЮСШ мы увидели  таблицу с достижениями здешних спортсменов. На доске все еще зафиксирован рекорд Елены в 1990 году в метании копья — 38 метров 20 сантиметров. Нам удалось встретиться с ее школьным тренером Николаем Лычковским и узнать о ее успехах подробнее:

-23

— Лена есть Лена. Она активная, боевая! Сколько ее помню — она никогда не унывала. Тренировал ее с 4-го по 10 класс. Она была сильной спортсменкой. Ее когда-то приглашали в Олимпийский резерв, но она отказалась — занялась машинами. Тренер оттуда мне до сих пор вспоминает: «Такую девчонку потеряли! Я бы ее сделал чемпионом Европы!». В Жодино на соревнованиях в финале по четырехборью она всем там класс показала! Девочки метали по 25 метров, а судьи тем временем стояли на 30-ти и выше (метрах — Прим. Авт.) и ждали, когда это до них кто-нибудь добросит. А затем Лена вышла, как запустила, это копье мимо них пролетает, а они бегом за ним — оно было аж на 65-ти метрах!

Еще она здорово играла в баскетбол, несмотря на ее маленький рост. Она так умело обходила этих высоких баскетболистов! Ее тренеры часто приглашали разыгрывать мяч.

А в выпускном классе от спорта ей пришлось отказаться — застудила почки, причем из-за того, что почти всю осень пролежала под автомобилем, ремонтируя его.

Перед поездкой — покормить питомцев

Время 7:00, все техническое составляющее проверено, можно отправляться в путь. Но Елена сразу предупреждает: сначала нужно съездить домой покормить еще двух питомцев, которые ее уже заждались — кота Тома и собаку Дымка.

— По времени мы еще успеваем, — глядя на часы заверяет она.

Пересаживаемся в легковой автомобиль, мчим кормить домашних питомцев. По дороге узнаю о том, что дом остался после смерти родителей. Там и домашние питомцы, и ремонт, и огород. Вне работы Елена увлекается выпечкой тортов и печенья. По ее словам, чаще всего готовит «Графские развалины» — это любимый торт ее сына Димы.

Мы на месте. Кот тоже — встречает нас.

-24

А вот и Дымок.
А вот и Дымок.

А еще Елена заядлый садовод и огородник: в теплице выращивает помидоры весом почти в килограмм и перцы длиной в 30 сантиметров, разводит разные цветы — для души.

-26

Фото из личного архива героини материала
Фото из личного архива героини материала
-28
-29
-30

Теперь точно в путь

-31

Возвращаемся на место Х, садимся в автобус. На часах 7:10. Из Узды до деревни Подсадские 13 минут, успеваем поговорить о буднях, профессии, дорогах и юных пассажирах. Рабочий день у Елены Коробейко начинается рано:

— В 5 утра, положив лапу на плечо, меня будит Айк — моя собака. Таким образом он просится на улицу. Даже будильник наводить не нужно. После прогулки мы возвращаемся в квартиру, где его кормлю, и попутно закидываю в себя пару бутербродов с кофе, одеваюсь и выхожу на работу. В 6:00 я уже в гараже. В 7:10 автобусы с линии выезда трогаются в путь, и у каждого водителя свой маршрут.

-32
-33

В день Елена в общей сложности проезжает 65 километров, которые занимают по времени почти два с половиной часа:

— На подвозе у меня 65 школьников и 14 дошколят. Маршрут не самый длинный, но и не самый короткий: Узда — Буковичи — Падсадские — Островок — Буковичи — Семеновичи (здесь высаживаются школьники и «загружается» детский сад) — Первомайск — Кухтичи (выходит детсад и заходят школьники) — Семеновичи — Большая и Малая Уса — Литвяны (школьники выходят) — Узда.

— А как вас называют дети? — интересуемся.

— Тетя Лена. Все будто бы мои племянники, — смеясь, делится Елена.

-34

— Вам не надоедает один и тот же маршрут?

— Не надоедает, каждый раз этот путь выглядит как-то по-другому: и на птиц насмотришься, порой лосей и косуль встретишь. Однажды осенью огромная сова на лобовое стекло приземлилась. А как-то пять лосей вышли перед автобусом: самка, двое детенышей и двое здоровых «рогатых».

— А было такое, что вы забывали кого-то забрать?

— Однажды забыли целую группу детей в детском саду. Сопровождающая зашла в салон вместе с десятью ребятишками, села и сказала: «Поехали», мы и тронулись. Едем, смотрю в салон и спрашиваю: «А где это Мишка? Мы его забыли!». Вернулись к садику, а там помимо Мишки еще шестеро детей, — со смехом вспоминает Елена.

-35

Кстати, вот и тот самый Мишка. Теперь он учится в школе.

-36

В поездке школьников всегда сопровождает кто-то из учителей. До Семеновичей с учениками разных классов и детишками помладше — помощница воспитателя Кухчицкого детского сада Татьяна Буглак и учительница начальных классов Светлана Сивец. Как только все расселись по местам, из уст педагога слышны напоминания о правилах поведения в автобусе.

-37
-38

— По автобусу мы не бегаем, во время движения не встаем, портфели держим рядом. И не забудьте пристегнуться, — напоминает Светлана.

В это же мгновение все дети достали ремни и пристегнулись. У одной из школьниц не получилось сделать это самой — на помощь пришла Елена. Теперь, когда все в безопасности — можно трогаться.

-39

По дороге успеваем увидеть пробегающего мимо зайца. Крупный такой! Жаль, не успели сфотографировать.

-40

— Наверное, тоже в школу спешит, — шутит водитель.

Останавливаемся у Буковичей, чтобы забрать оставшихся учеников. Вдали видны опоздавшие с букетами цветов, которые буквально чуть не разлетаются от размашистых движений руками.

-41

— Фух, успели! — говорят парни, заходя внутрь.

В автобусе же слышны разговоры — школьники делятся летними воспоминаниями, а некоторые ребята провожают взглядами пейзажи за окном, но нам в глаза бросается счастливая улыбка маленькой девочки.

-42

Светлана подсказывает — это Азиза, второклассница.

— Я так соскучилась по школе!  Прочитала почти все книги, которые нам задавали на лето, — делится она.

-43
-44

Вот мы уже и у Семеновичской школы. Одни «выгрузились», а другие — «загрузились». Автобусу некогда пустовать. До Литвянской школы с детьми едут уже учитель физкультуры Александр Шемет и учительница начальных классов Татьяна Шемет. Свободных мест хватает хватает всем. Судя по настроению ребят, первый школьный день только в радость. Разве что чуть-чуть им будет не хватать той летней беззаботности. Но они говорят, что под конец лета школы даже как-то не хватало.

-45
-46

Последнюю остановку в этом рейсе Елена делает в Литвянах возле школы, после чего возвращается в Узду. Так как сегодня 1 сентября — поедет забирать ребят раньше, в 12:30 и развезет их вновь по деревням. В обычные же дни водитель возвращается на маршрут в 15:30.

Автор статьи: Кристина Чабан

Автор фото: Кристина Чабан