Знакомство с названием книги и именем автора методики у меня случилось задолго до появления моего ребёнка. 2005 год... Как сейчас помню класс, утро субботы, пара по предмету «педагогика». Тогда я запомнила, что мне точно надо прочитать книгу японского автора Масару Ибука «После 3-х уже поздно».
На тот момент мне понравилась концепция «вложить максимум, пока мозг впитывает особенно продуктивно». Несколько лет в моей ячейке памяти лежали эти данные. Прочитала издание я лишь во время беременности.
О чём книга?
Физиологически мозг человека при рождении имеет в два раза больше клеток, чем сформировавшийся мозг взрослого. Но... В мозгу новорожденного нет нейронных связей. Они формируются. Достаточно быстро. К трем годам нейронных связей становится 80%. Следуя методике автора именно в эти три года эффективно закладывать познание окружающего мира, знакомство с классической музыкой, учить иностранный язык и т.д.
Нет задачи вырастить гения, но именно развивая ребенка в младенчестве, у него больше шансов стать успешным в более взрослом возрасте.
Я за гармоничное и комфортное развитие личности, когда нет напряжения, а процесс познания мира нравится и малышу, и родителям. Я также категорически не согласна с названием книги. Если читать буквально, то стоит стараться и вкладывать ресурсы в ребёнка до трех лет, а после — нет смысла. Мы уже знаем, что и во взрослом возрасте можно изменить нейронные связи, создать новые. Это сделать сложнее, чем в детстве, но слово «поздно» тут точно неуместно.
У любящих заботливых родителей не возникнет проблем с развитием ребенка. Всё будет происходить гармонично и само собой. Опять же, если концентрироваться, что нужно что-то успеть за три года — так мы можем получить тревожного родителя, а это посерьёзней проблема для ребёнка, чем что-то не додать ему.
Книга была издана в 1971 году. Сам Масару Ибука не педагог и не психолог. Он заинтересовался развитием после проблем с собственным ребёнком в семье.
Доверять ли всему написанному? На мой взгляд, книгу должны прочитать родители малышей. В ней, несомненно, заложено рациональное зерно. Но включая критическое мышление. Не надо из развития делать культ, создавая ситуацию «белка в колесе», пытаясь вместить в малыша всё что надо и не надо.