Наши контакты по линии МИД были очень даже своевременными. Мы первое государство, которое смогло договориться с талибами (не признавая официально, ведь никто не признал режим талибов), установило нормальные рабочие отношения. Талибы сами заинтересованы в том, чтобы не провоцировать Россию. Так же как и Китай.
Перед талибами стоит проблема экономического возрождения страны. Политическое руководство Афганистана заинтересовано в стабильности. Сделать Афганистан гнездом терроризма - не входит в их планы...
Кандидат исторических наук, востоковед Константин Марков считает, большой ошибкой проведение аналогии между Ираном и Афганистаном с его будущем государственным устройством:
- С самого начала, с эпохи халифата, халиф был и верховный светский правитель, монарх, и глава всей «уммы» верующих. В Иране - немного по-другому. Шииты не признают легитимность любой светской власти, пока не придет «сокрытый», исчезнувший в IХ веке. У них есть четкое разделение, духовенство - дистанцируется от светской власти. Это мы наблюдаем в современном Иране: есть светский глава, президент, а есть духовный лидер «рахбаре моаззам», или «факих», которые действуют параллельно друг другу. Благодаря такому разделению, светский элемент имеет силу, способствуя демократизации страны.
Что касается талибов – это ортодоксы. Разделения они не признают. Внешняя модель эмирата будет совсем другая, чем Иране. Они отбросят все процедуры, присущие ХХ веку. Представительного органа «меджлиса» – просто не будет. «Шура» – это совсем не выборный орган, глава племени назначает своего человека, плюс все духовные центры - своих «шахидов». Никакой «декларации прав человека», никаких неотчуждаемых прав. Их идеал - это халифат омейязов и аббасидов YIII-XIII веков.
Хотя говорят про Иран, что он стремится распространить свою исламскую революцию по всему Востоку, но это невозможно, шииты – в меньшинстве. А вот талибы – могут это сделать, принимая во внимание то, что их идеология - близка к идеологии ближневосточных арабов. Как бы прямо сейчас талибы с «Игил» не враждовали – после терактов против американцев в отеле «Барон» и в аэропорту Кабула – вообще они действуют рука об руку, как действовали в конце 90-х годов.
Они представляют серьезную угрозу, потому что не признают никаких государственных границ, для них есть только государство суннитов. Хотя талибы могут говорить про уважение международного права, но – до поры до времени. Потом попрут во все стороны.
За двадцать лет ничего не изменилось, просто талибы - учли уроки 2001 года, когда американцы вошли в Афганистан впервые. Они хотят сначала укрепиться, а потом отбросить лицемерие. Так что кровопролития нас ожидает много. Возникнут большие проблемы между Таджикистаном и Афганистаном. Большие проблемы будут с Узбекистаном. Сейчас талибан куда более мощен в военном отношении, чем был. Нет прежнего «Северного альянса» во главе с харизматичным Ахмад Шах Масудом. Это нехорошая ситуация.
- Наверное, американцы в очередной раз создали территорию «управляемый хаос», чтобы посмотреть, как все пойдет?
- Само это сочетание лишено всякого смысла. Американцы – очень хорошие пиарщики. Любой свой прокол они, в первую очередь для внутри американского пользования, пытаются превратить в победу.
В свое время в 2002-5 годах началась неразбериха в Ираке – назвали «управляемым хаосом», в Ливии началось кровопролитие при косвенном участии американцев – опять «управляемый хаос». Хаос - не может быть управляемым. Американцы везде создают то, что не хотят, прежде всего, для себя – непредвиденных действий и вложения денег. А хаос будет, только - не управляемый.
** «Талибан» на языке пушту — студенты.
*** ИГИЛ (Исламское государство) — решением Верховного суда РФ от 29.12.2014 г. признано экстремистской/террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.