Найти в Дзене

«Продукты с колес» могут забуксовать

Эксперты сомневаются в успехе запуска новой модели городской доставки

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Коммерческие перспективы сервиса доставки продуктов экономсегмента «Dоброdел» неоднозначны, считают опрошенные «Логирусом» эксперты.

Напомним, что ранее сообщалось об открытии в сентябре первого онлайн-дискаунтера продуктов от основателя сети киосков еды DC Daily Ильи Филимонова. Сервис будет работать в Москве по модели городской доставки со склада через мобильное приложение. Для перевозки и выдачи товаров планируется использовать фургоны, которые должны останавливаться в радиусе не более 1 км от клиентов в определенное время – утром и вечером. С каждого фургона планируется выдаваться до 200 заказов. Помимо продуктов в ассортименте сервиса будет включать бытовую химию, детские товары и средства гигиены.

История вопроса:

Основатели дискаунтера рассчитывают снизить стоимость товаров на 30% за счет экономии на аренде помещений для магазинов, на ФОТ сотрудников (потребуется меньше персонала) и на прямых закупках. В итоге товары планируют продавать дешевле,чем в сетевых магазинах и сервисах доставки «до двери». За год «Доброdел» предполагает выйти на оборот в 200 млн рублей в месяц.

Если стартовать с распредцентра с ассортиментом действующего ритейлера и начинать с Московской области, то первоначальные инвестиции могут составить от 25 млн рублей, в зависимости от количества точек продаж, считает генеральный директор ООО «Ведекс» (LR. сервис доставки В2В и В2С заказов с температурными режимами) Дмитрий Селезнев.

Смета, по словам эксперта, может быть следующей: 50 фургонов-рефрижераторов в лизинг – это расходы в размере 20 млн руб. в год. На старте необходим температурный склад площадью в 1500–2500 кв м. В этом случае расходы на аренду площадки в столице составят примерно 10,5–13,5 тыс. руб за 1 кв м в год для готового холодильного/морозильного склада или от 5 до 25 млн руб. в год. Если стартовать с меньшими объемами, можно уложиться на площади 400–500 кв.м. с раздельными холодильными и морозильными камерами, в зависимости от категории товаров. В этом случае размер инвестиций составит 5–6 млн рублей в год, резюмировал Дмитрий Селезнев.

В среднем срок окупаемости такого проекта: 7–9 лет с увеличением инвестиций в развитие, добавил собеседник «Логируса». Однако эксперт не разделяет перспективу модели торговли без офлайн-магазинов. По словам Дмитрия Селезнева, такая бизнес-модель может работать как дополнительный канал для крупного ритейлера в тех населенных пунктах, где еще нет торговых точек. Дискаунтер без офлайн-магазинов не окупится, а только «пустит миллионы на ветер».

– Супермаркеты федеральных сетей (в частности, «Пятерочка») заходят в малые населенные пункты РФ и конкурировать с ними по цене, ассортименту и комфорту сложно, – предупреждает Дмитрий Селезнев.

Если же в проекте «все свое»: машины, склад, персонал, инвестиции за первый год в среднем могут составить 200-250 млн рублей.

Похожая модель доставки действует в Поднебесной, рассказал директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев. Курьер оставляет заказы из интернет-магазинов, в том числе продукты, рядом с подъездами домов или у входа в жилой комплекс. И жильцы забирают посылку по дороге домой.

Преимущество формата – возможность забрать заказ в удобное время. Благодаря такой модели один курьер в крупных мегаполисах Китая может доставлять до 100 посылок в день.

Общее у этой модели с идеей «Dоброdела» – единое время доставки для большого числа покупателей. Так, фургоны сервиса будут привозить заказы в заранее обозначенные локации утром и вечером. Покупатель сможет его забрать, например, по дороге из офиса.

Разница между «китайской моделью» и разработкой «Dоброdела» в радиусе охвата. Китайский курьер доставляет заказы жителей дома в радиусе 200 м, в модели продуктового дискаунтера — расстояние 1 км до точки выдачи. То есть, по сути, фургон привезет заказы жителей целого микрорайона. В итоге покупателям все равно необходимо будет самостоятельно донести продукты до дома. Это уже менее удобно и более трудозатратно, отмечает Алексей Музеев.

Однако за счет этого действительно можно снизить себестоимость доставки одного заказа. Также увеличится объем продуктов, которые может доставить курьер в сутки.

Генеральный директор ИА INFOLine Иван Федяков согласен и убежден, что сильная сторона проекта «Доброdел» в экономии на курьерах, зарплаты которых уже достигают отметки 100 тыс. руб. в месяц.

К слабым сторонам проекта эксперт относит выбор целевой аудитории. Сторонникам онлайн-заказов продуктов важно экономить не деньги, а свое время. Поэтому они готовы пользоваться такими сервисами, как «ВкусВилл», «Яндекс.Лавка», ассортимент которых на 20-30% дороже, чем в обычных офлайн-магазинах. Однако пользователи сознательно готовы переплачивать за качественные продукты с доставкой на дом, подчеркнул Иван Федяков.

Целевая же аудитория дискаунтеров не имеет проблем со временем, у нее есть проблемы с деньгами, добавил эксперт. Поэтому ставка именно на этот сегмент потребителей вызывает вопросы.

Напомним, согласно прогнозам аналитиков INFOLine, к 2025 году в России доля рынка онлайн-продаж продуктов вырастет до 10% от всех продаж в данном сегменте. LR


Подробнее:
https://logirus.ru/news/e-commerce/produkty_s_koles-_mogut_zabuksovat.html

#e-commerce #доставкапродуктов