Тут совсем недавно был день рождения Ричарда Гира, и это отличная причина пересмотреть картины с его участием, в том числе и культовую "Красотку" – самый яркий ромком 1990-х, установивший определенные стандарты жанра, запустивший в космос карьеру Джулии Робертс и пересказавший зрителям известную с детства сказку о Золушке языком, понятным для того времени. Но эпохи нынче сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой, и то, что еще 30 лет назад выглядело милым и трогательным, сегодня на экранах абсолютно недопустимо и требует немедленного редактирования. Киновед в штатском решил пофантазировать, а как бы изменился любимый фильм (кроме шуток любимый – я только в кинотеатре его раза четыре в свое время посмотрел), если бы его снимали сегодня – со всеми гендерными, расовыми, брендовыми и медийными квотами. Стало бы такое кино хитом?
Прежде всего, еще раз признаюсь в любви картине Гэрри Маршалла. Это идеальная романтическая комедия, в которой есть волшебное исполнение всех желаний, симпатичная интерпретация мечты о принце на белом коне, дружба, любовь и трогательный момент расставания. Но кроме этого, фильм весьма топорно эксплуатирует весьма упрощенное представление о том, какие девушки требуют к себе наибольшего внимания, и о способах их спасения – поэтому, да, лента требует определенной шлифовки. Но очень нежной, деликатной и, скажем так, традиционалистской. Другое дело, что современный "коллективный нетфликс" стремится всё перекроить до неузнаваемости (привет "Золушке"!). Так что, при всей моей любви, давайте выкрутим современную толерантность на максимум и посмотрим, получится ли что-то столь же красивое.
Расовое разнообразие
Первое, за что схватились бы современные продюсеры – отсутствие расового разнообразия в оригинальном фильме. Фильм Маршалла абсолютно "белый", и это по нынешним временам совершенно недопустимо! В 1990-м можно было обойтись подружкой-латиноамериканкой и менеджером отеля с мексиканскими корнями, но сегодняшний мир вообще и Лос-Анджелес в частности стали совсем другими. Потенциальный ремейк стоило бы сделать более "цветным" – это действительно смотрелось бы естественнее.
Снобизм Эдварда
В оригинальной картине это совсем не бросается в глаза, но с высоты современного представления об обществе такое выглядит непростительно – даже с учетом своего положения и богатства Эдвард в исполнении Ричарда Гира ведет себя с обслуживающим персоналом и простыми работниками вызывающе хамски. Такое пренебрежение, с которым он унижает управляющего, достойно злодея, но не романтического героя-любовника. Сегодняшняя Вивиан вряд ли купилась бы на такого сноба и эгоиста – вместо того, чтобы остаться с Эдвардом навсегда ей стоило бы поучить возлюбленного манерам и рассказать, что деньги не дают прав топтать чем-то не угодивший персонал.
Роскошь
В 1990-м авторы "Красотки" приложили немало усилий для того, чтобы показать, насколько роскошно живет их главный герой, что он может позволить себе расточительно арендовать дорогие автомобили, жить в пентхаусе отеля, ходить на матчи по поло и ужинать в недоступных другим ресторанах. Сегодня это смотрится смешно, но не более – уж лимузин-то себе заказать может любой, да и на ночь в дорогом отеле наскрести может каждый. Поэтому в современной "Красотке" пришлось бы заново придумывать весь окружающий мир Эдварда – возможно, собрать ему команду ассистентов, поваров, фитнес-тренеров, найти для него неожиданное хобби или сделать другом азиатских бизнесменов и арабских принцев. Роскошь сегодня совсем иная.
Мода
На это тоже редко обращают внимание, но оригинальная "Красотка" оказалась на вершине не в последнюю очередь благодаря нарядам героини Джулии Робертс – от кепки и топика уличной бездельницы до дорогих костюмов и шикарного платья возлюбленной бизнесмена – всё это делало образ незабываемым, шикарным, волнующим. Прически и макияж, украшения и даже песня группы Roxette – мода 1990-х стала одним из главных героев фильма, но сегодня это совершенно не сработало бы. Создателям ремейка пришлось бы серьезно подумать над тем, каким образом придать картине запоминающийся стиль – возможно, новая Вивиан стала бы носить вычурную дизайнерскую одежду или, наоборот, переоделась бы в мешковатые худи, рваные джинсы и стоптанные кеды. Благо, образцов для подражания сегодня много – хочешь, будь похожа на Леди Гагу, а не хочешь – образ Билли Айлиш в твоем распоряжении.
Гендерные роли
Самый пик старомодности классической "Красотки" – это то, каким авторы показывают мир конца прошлого века с ограниченным представлением места мужчины и женщины в обществе. В фильме 1990 года мужики – сплошь бизнесмены, начальники, руководители. Женщины же, наоборот – обслуга, продавцы, официантки. Я, разумеется, не призываю поменять Эдварда и Вивиан местами, хотя это могло бы быть интересно, но чуть перемешать два "слоя" общественных отношений, возможно, стоило бы. Мир не рухнул бы, если бы в магазинах и ресторанах появились молодые люди в форменной одежде, а на заседаниях советов директоров сидели бы женщины. Так бывает, я видел.
Большие события
Я уже упомянул выше, насколько архаично сегодня выглядит поход Эдварда и Вивиан на матч по поло. На самом деле, конечно, и сегодня на такое мероприятие вряд ли ходит хоть сколько-то массовая публика и такие события действительно могут оставаться особой формой элитных развлечений, но для нового фильма стоило бы придумать что-то более яркое. Как сегодня развлекаются богачи и знаменитости? Ну, наверное, в современной "Красотке" финансисту с новой подружкой стоило бы пойти на какой-то светский вечер, большую кинопремьеру, презентацию нового альбома Кенни Уэста или даже благотворительное шоу. Главное, сегодня важны не закрытые клубы, а открытое общение, которое после "завирусится" в соцсетях. Вот что делает современных селебов яркими и привлекательными.
Технологии
Кстати, раз уж мы заговорили о соцсетях, то стоит отметить и то, как сильно изменились технологии за 30 лет. Спору нет, сцена в ванной с плеером и наушниками до сих пор веселит, но как же архаично смотрится Джулия с проводными наушниками и Walkman на пленочных аудиокассетах. Смартфоны и инстаграм – вот что самым радикальным образом могло бы изменить "Красотку", если бы ее снимали сегодня. Смотрите, какие просторы открываются здесь для сценаристов: тут и взлом аккаунта Эдварда с компрометирующими фото, и переписка Вивиан с подругой, и онлайн-трейдинг, который позволяет высоко взлететь, но грозит крахом. Представьте, Эдвард появляется с неизвестной красавицей на светском рауте, а потом кто-то выкапывает ее фото в OnlyFans или на сайте интим-услуг. Вот это поворот!
Подруга
Не знаю, как вам, а мне всегда казалось, что Кит – самый недооцененный персонаж оригинальной картины. В фильм она будто бы введена с единственной целью – показать, как Вивиан отличается от других работниц платной индустрии мужских развлечений. Кит – наркоманка, у нее нет жизненных устремлений, она тратит себя на работу в захудалых клубах с сомнительным контингентом. Вивиан – другая, ей просто нечем платить за квартиру, а так она вполне сознательная и почти безупречная. Сегодня такая второстепенная героиня просто не сработала бы – из двухмерного персонажа нужно сделать настоящую живую девушку (возможно, парня-гея), которая могла бы быть полноценной подругой с открытым взглядом на жизнь, с набором чувств и стремлений. Это правда было бы интереснее.
Абьюзинг
Важным эпизодом картины является конфликт Эдварда с его адвокатом, явившимся высказать бизнесмену недовольство срывом важной сделки, но переключившимся на Вивиан. В современной интерпретации такой эпизод был бы еще более важен, ведь в него можно вложить месседж о том, что мужчинам не стоит относиться к секс-работницам, как к неодушевленному предмету, которым можно попользоваться и выкинуть на помойку. В оригинале эта тема не была докручена до предела, авторы поспешили свернуть в сторону насилия (Вивиан говорит, что "мужчины всегда знают, куда бить"), но сегодня про потребительское отношение к женщине на Западе говорить приходится даже чаще, чем о физическом насилии (у нас, к счастью, всё наоборот). Новая "Красотка" просто обязана была бы поднять эту тему – удовлетворяющие взрослые запросы работницы обязаны иметь собственный профсоюз и быть защищены от любого порицания.
Рыцарь и Принцесса
Ну и в заключении нужно обязательно рассказать о том, что сегодня устарела сама концепция "нуждающаяся в спасении принцесса и рыцарь на белом коне". В 1990-м нам старательно внушали мысль о том, что Вивиан – наивная, глупая и неготовая к жизни девушка, которая мечтает о появлении спасителя, готового увезти ее в новую прекрасную жизнь. Вообще-то это давно является дешевым штампом, далеким от реальности. Не все работницы секс-индустрии сидят на наркотиках и не вылазят из долгов, давно существует элитный эскорт и услуги, которые осуществляют девушки образованные, ведущие здоровый образ жизни, часто имеющие счастливую семью и обеспеченных всем необходимым детей. Да, сюжетная линия с необходимостью простой жизненной поддержки будет работать всегда – Вивиан нужно мужское плечо и настоящая любовь. Но не нужно делать из нее ни на что не способную женщину, которая во всем зависит от мужчин и их прихотей. Это прошлый век.
Подведу итоги. Если бы "Красотку" снимали в 2021-м, ее пришлось бы перекроить радикально: добавить чернокожих, азиатов и латиноамериканцев в каст, сделать подругу главной героини небинарной личностью, обратить внимание на информационные технологии и современную моду. Новый фильм сделал бы Вивиан более сильной и независимой, а друзей Эдварда не столь прямолинейными и склонными к насилию. Это было бы совсем другое кино – возможно, актуальное и точное, но не милое и не вдохновляющее. Времена изменились, изменились и сказки. Но к лучшему ли? Или это во мне говорит бумер?
В общем, продолжу любить старую, бесхитростную, однозначную и неправдоподобную "Красотку" с Гиром и Робертс, а новые "правильные" фильмы пусть любит молодежь. На этом откланяюсь и отправлюсь писать о чем-то еще более интересном. Заглядывайте на канал Киноведа в штатском, читайте, смотрите, не болейте, берегите себя, ждите появления настоящей любви, и...
Увидимся в кино!