Не понимаю, почему замечательный писатель Юрий Буйда мало известен в стране. А между тем, это прекрасная интеллектуальная и сюрреалистическая проза, упакованная в небольшие повести и рассказы.
Я как-то называл Буйду русским Маркесом. «Яд и мёд» ещё раз подтвердил сложившееся впечатление. В книге две части. Первая сочетает в себе абсолютно реалистичный семейный роман (точнее набросок романа, если исходить из объемов) и детектив (одна из героинь найдена мертвой). Из-за плотности героев на квадратный сантиметр книги (или квадратный метр дома, где действие происходит) хотел было чтение закончить, но дальше началось самое интересное: «Осорьинские хроники».
Вот тут-то русский Маркес и отрывается на полную катушку. Автор восстанавливает генеалогическое древо рода Осорьиных, о котором речь в первой части, и восстанавливает его с великокняжеских времён до середины 20 века, посвящая каждую главу самому яркому представителю. Причём история реальная, известная по учебникам, переплетается с сюрреалистической настолько органично, что этот мир принимаешь без отторжения. Тут тебе и трехрукий князь Алешенька, собиравшийся убить Достоевского; и найденная на берегу Красного ручья живая баба ростом метров в 15 и весом не меньше тонны; и мстительница за убитого мужа княгиня Осорьина-Роща - на белом коне и со знаменем в руках - шёлковой простыней, на которой отпечатались два тела…
Но самое главное: все они про преступление и наказание, и про то, кто и как этот вопрос решает…