Если вы внимательно посмотрите на карту нашего района, то увидите, что главная его река Сосьва начинается у Сосьвинского хребта, недалеко от истоков Ваграна — самой древней реки в Северном Зауралье (так назвали его Е.С.Федоров и В.В. Никитин в своем труде «Богословский горный округ», имея в виду гидрогеологическое летоисчисление). После слияния Малой и Большой Сосьвы, река течет с юга на север, а за километр до впадения в нее левого притока — речки Талой, делает крутой поворот в широтном направлении на восток. Через семь километров от устья Талой в Сосьву слева впадает река Сольва, ниже нее Сосьва принимает слева Супрею и Пихтовку первую, а справа, в трех километрах от устья Сольвы, — речку Крив. Вот весь этот район с речками и ручьями составляет так называемую Сольвинскую группу россыпей золота и платины. И одним из крупных месторождений являлись россыпи в долине Сольвы.
Сольва образуется двумя речками, стекающими с Главного Уральского хребта. Слева в нее впадают Кекурка и Каменушка. Долина ее ограничена с запада Главным хребтом, с севера — Еловым Увалом с Кекур Сопкой и Оленьей Сопкой, с востока — Денежкиным Камнем. Всего около километра от истока Большой Сольвы до истока Малого Кутима, воды которого текут уже по западному склону в речную систему Камского бассейна. В этой долине, начиная с 1826 года, в течение 130 лет работал Сольвинский прииск, куда входили поселки Сольва, Механический и Дражный, а в шести километрах от устья Сольвы — поселок Супрей.
Сольвинская группа россыпей отличалась от других в нашем районе тем, что являлась почти платиноносной (примеси золота составляли от 2,5 до 12 процентов). С 1908 по 1934 год на прииске работала драга, построенная на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге. Летом 1941 года драгу демонтировали и сплавили на плотах к поселку Усть-Калья. Россыпи долинного типа разрабатывались здесь по руслам и вблизи русел рек.
Работы начались с Малой Сольвы. Малая и Большая Сольва были разработаны на протяжении около 8 километров при ширине 200 метров. Платиноносность россыпей связана с дунитами Желтой Сопки и Главного хребта. Ниже устья Большой Сольвы платиновая россыпь была установлена по руслу и в отложениях первой террасы реки Сосьвы, в пределах которых добыча производилась старателями методом «пахаря на плотах». Участок Сосьвы от Талой до Сольвы в начале 20 века был занят отводами для приисков Зоя, Амур и Ретвизан Зауральского Горнопромышленного общества. В книге «Платина» (том 4) геолога Н.Х. Высоцкого есть указание, что в верховьях реки Сосьвы производились разведки и значительные эксплуатационные работы на Марковском прииске (так называемая Еловская Сосьва). На участке Сольва-Супрея были отводы приисков Ретвизан и Варяг. Участок Большой перебор (Сосьва-Пихтовка) был отведен для приисков Бодайбо и Аметистовый. На реке Крив и его притоках Кедровке и Ивановке добыча золота производилась старателями артели братьев Бурдаковых. Местами здесь было хорошее содержание металла, но сама россыпь отличалась незначительным распространением.
Зауральское горнопромышленное общество с французским капиталом разрабатывало Сольвинские прииски с 1903 по 1913 год. Главная контора общества находилась в селе Всеволодо-Благодатском в деревянном доме бывшей школы. В селе долго сохранялся двухэтажный дом, называемый жителями французским.
Основным и самым старым поселком Сольвинского прииска был поселок Сольва в шести километрах от реки Сосьвы на левом берегу Сольвы. Длительное время на землях Большой Сольвы и Главного Уральского хребта проживали ненцы Хатанзеевы, занимаясь охотой и оленеводством. В начале сороковых годов 20-го столетия они переселились в поселок Тонга. Основная причина переселения — уменьшение охотничьих угодий и пастбищ для оленей с приходом Хозяиновых с Западного Урала. Потомки Хатанзеевых и сейчас живут в Сосьве, Черемухово, на Третьем Северном и в городе.
Поселок Сольва был связан грунтовыми дорогами с селами Петропавловским и Всеволодо-Благодатским, а также с Вишерским граем Западного Урала. Из Петропавловского дорога шла на северо-запад от нынешней дороги на Покровск-Уральский через горы Сарайная и Белая в район Кривинской Сопки. Она просуществовала почти до конца сороковых годов, через болота была вымощена бревнами. По рассказу сторожила села Петропавловского Валентина Никандровича Погибелкина, по ней смогли перевезти драгу на Сольвинский прииск артелью петропавловцев под руководством Петра Николаевича Корионова.
Дорога из Всеволодо-Благодатского до Сосьвы шла с южной стороны Журавлева Камня через кордон Шарп, огибая Денежкин Камень с севера и запада. До 1917 года на кордоне жили Сопегины, нынешние жители Всеволодо-Благодатского. В те годы между селом, являвшимся центром волости, и поселком Сольва была телефонная связь. По дороге на Сольву располагались ближайшие к селу прииски Ореховка и Ельцовка. По этой дороге в тридцатые годы пригнали раскулаченных в Ельцовку и Шарпинский поселок (Березовку).
С Вишерским краем Сольву связывала третья дорога, проходившая через село Усть-Улс, бывшую пристань Кутимского металлургического завода. Она шла по правому берегу Большой Сольвы к водораздельному хребту. Вот как описал ее крупнейший геолог и исследователь Южно-Заозерской дачи и Денежкина Камня в 1900 году Франц Юльевич Левинсон-Лессинг:
«Дорога все время идет лесной тропой, которая становится несколько шире там, где она соединяется с вогульской санной дорогой. Высота перевала незначительна, в этом месте Поясовой камень значительно понижается. Высокий гребень Белого Камня, как того, который лежит к югу, так и того, который тянется к северу от перевала — здесь как будто прерывается. Со стороны Кутима перевал смотрится как бы перерыв в гряде в виде глубокой лесистой седловины. Перевал остается почти незамеченным при переезде через него. Почти вся дорога от грани Заозерской дачи до реки Поймура представляется более или менее болотистой. Осушить эту местность, особенно вдоль железной дороги, если бы таковую здесь провели, будет не трудно».
В начале 20 века в Вишерском крае было 3 села и 20 деревень. После неудачной работы трех металлургических заводов жителям приходилось существовать только охотой и сельским хозяйством или искать работу на стороне. А ее можно было найти на приисках в нашем районе и лесоразработках в Петропавловской даче. Переселенцев с тех мест и сейчас можно встретить в нашем районе. Во Всеволодо-Благодатском живет Наталья Ивановна Сопегина, которая с подругой в 1941 году пешком пришла на Сольвинский прииск да так здесь и осталась. Той же дорогой в начале века шли пешком в наш район на лесоразработки жители Усть-Сысольского уезда (ныне Сыктывкар). Без сомнения, этой же дорогой пользовались и в более ранние годы, возможно, и до заселения Всеволожскими Заозерской дачи (Заозерский рудник был открыт в 1735 году).
К 1908 году на Сольвинском прииске работало 250-300 рабочих. Платины добывалось до четырех пудов в год. В поселке было до 20 домов и казарм, контора, работал фельдшерский пункт и земское училище, — указывает И.Я.Кривощеков в «Словаре Верхотурского уезда», ссылаясь на сообщение члена Верхотурской земской управы Н.П.Караваева от 1909 года. Училище состояло в земском ведомстве и содержалось на его средства. Обучение было трехгодичным, смешанным и бесплатным. Преподавание велось на русском языке. При школе имелся земельный участок в 150 квадратных саженей. В 1919 году в поселке открылась трудовая советская школа первой ступени Всеволодо-Благодатской волости Надеждинского уезда. В четырех классах обучалось 23 ученика. Во время Великой Отечественной войны в школе работала Клавдия Игнатьевна Нефедьева из семьи Хозяиновых. Школа закрылась с прекращением работ на прииске. После 1919 года Сольвинский прииск вошел в состав Северо-Заозерского приискового управления треста «Уралзолото».
До и после революции на Сольвинском прииске работали многие семьи из ближайших поселений. По словам С.А.Балина (Мостовая), именно Сольвинский прииск спас жизнь многим жителям Мостовой и Воскресенки в голодный 1933 год. А вот как вспоминает то время Евгения Андреевна Ефимцева, приехавшая с семьей в 1930 году вначале на Тонгу, а потом с мужем переехавшая на Сольву:
«В поселке работали школа, магазин и столовая. Жили многие раскулаченные, в основном бежавшие через Урал. При конторе была приезжая. В больнице работал фельдшером Константин Петрович Выдрин. Прииском руководил Лапшин. Большая драга с множеством работавших на ней драгеров двигалась от речки Кутим. Ее работу семья видела на протяжение шести лет. После остановки драги жители начали уезжать на Приображенский прииск, в Бурмантово, Полуночное и Елменку Ивдельского района. В Сольве жили три семьи манси-вогулов: Василия Хатанзеева, Якова и Александра Хозяиновых. Они были хорошие люди, но из-за охоты и оленей меж собой жили не дружно. Хатанзеевы переехали потом на Тонгу. Во время войны при перевозке мяса, которой занимались Хатанзеевы и Хозяиновы, был убит один из Хатанзеевых, а брату его удалось убежать и остаться живым. Убийц нашли. Затем потерялась дочь Лиза у Хатанзеева, но вернулась, сказав, что жила у деда. А затем снова ушла и уже навсегда. По ягоды обычно ходили на Денежкин Камень, поднимаясь на скалу по вырубленным ступенькам. Ягоды там были, как вишни, и большой белый мох».
В магазине продавали лапти, их Евгения Андреевна увидела впервые, на ее родине в Ишимском районе Сибири лаптей не делали. В поселке Дражном было общежитие для рабочих. На Супрее при ее жизни на Сольве был один дом, заросший ельником.
Евдокия Краснова (Хозяинова) родилась на Сольве. По ее словам отец ее Александр Хозяинов с братьями Яковом и Егором пришли на Сольву из коми-республики в начале двадцатых годов. Ее мать была родом из поселка Няксимволь Тюменской области. В семье было десять человек. Отец охотился и рыбачил. Жили в своем доме, держали 2-3 коровы. Покосов на Сольве и Сосьве хватало, в окрестностях было много грибов и ягод. Поселок Сольву она помнит большим и многолюдным, что даже жилья всем не хватало. На соседнем Кутимском прииске было 30 домов и четырехклассная школа. Начальником Сольвинского прииска был Макурин из Ивделя, начальником Кутимского прииска — Богомолов Николай Иванович, бригадиром Шувалов. Платину добывали вручную. Продуктами и товарами снабжали хорошо. Вниз по Сольве и Сосьве в двух, шести и двенадцати километрах от поселка Сольвы были три поселка репрессированных и высланных в наши края. Они сами строили дома на две квартиры, пытались создавать (раскапывать) огороды, но многие из них умерли от голода.
По словам Виктора Леонтьевича Пестерева, во время войны жителям сельской местности, к которым были отнесены поселения Всеволодо-Благодатского сельсовета, хлебные карточки до 1943 года не давали, а затем стали выдавать хлеба по 150 граммов на человека.
Жители Воскресенки еще до войны работали на Сольве, в сорока километрах от дома. Многие мужчины оттуда и ушли на фронт, не сумев попрощаться с родными: в повестках было указано время прибытия в Ивдель, времени на поездку домой не оставалось. Старики и подростки отправлялись работать на Сольву. Среди них был отец В.Пестерева с братом и Петр Андреевич Бурков с отцом. Они стали кормильцами семей. Подросткам приходилось работать в шахтах, но махорки в отличие от взрослых им не давали. А ее можно было поменять на хлеб. Чтобы получать махорку, ребята при оформлении на работу добавляли года к своему возрасту. На прииск из Воскресенской регулярно приходили подростки, чтобы у своих братьев и отцов взять хлеба и других продуктов для оставшихся в деревне. После войны воскресенская молодежь уже не работала на Сольвинском прииске, а стала селиться в Черемухово.
В 1947 году территория Сольвинского прииска вместе с поселком Сольва вошла в состав созданного здесь заповедника «Денежкин Камень». Закрытие работ на Сольвинском прииске совпало с закрытием заповедника. Территория бывшего заповедника была передана госпромхозу с тем же названием. Бывший поселок Сольва стал базой для оленеводов и сборщиков дикоросов. Он стал приютом и для туристов перед восхождением на Денежкин Камень. Бывшие жители поселка, кроме Хозяиновых, разъехались по поселкам, переселились в город. Сегодня там нет строений. Территория бывшего поселка недоступна для посещений в связи с режимом заповедника. В том числе и для оленеводов.
Евгений Мылов, «Деревенька моя», с. 162-164
#MuseumSVU #СеверныйУрал #Североуральск #Сольва #СевероуральскийКраеведческийМузей #MuseumSVU_краеведение