О способах «подтолкнуть» ребёнка к развитию сейчас кричат из-за всех углов. Но далеко не каждый из них подействует на благо.
В последнее время получил распространение «метод замещающего онтогенеза» (автор А.В. Семенович), который основывается на теории А. Р. Лурии о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
Его также называют психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины «сенсомоторная коррекция», «двигательная коррекция». Чем он лучше более «традиционных» путей развития ребёнка?
Современная обстановка детской дефектологии
В последние десятилетия специалисты отмечают рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. И не всегда это обусловлено родовыми травмами — иногда виной всему недостатки постнатального развития.
Современный образ жизни детей (недостаточность подвижных игр в коллективе сверстников; увлеченность «гаджетами», влияние которых на нервно-психическое состояние ребенка вполне определено; задержки физического развития) влекут за собой неполноценность психического развития.
«Обедненность окружающей среды накладывается на деформацию церебральных и соматических механизмов развития». (А. В. Семенович).
Неразвитость ведущей возрастной деятельности детей приводит к тому, что в настоящее время дети затрудняются с заданиями, с которыми справлялись их сверстники 20 лет назад. Традиционные коррекционные воздействия, направленные на восстановление тех или иных нарушенных психических функций, оказываются малоэффективными.
Ключевая ошибка педагогов и родителей
Если у ребенка ослаблена память, ее тренируют через различные задания на запоминание. При этом не учитывают, что несформированность памяти в детском возрасте скорее всего обусловлена нарушением работы определенных зон мозга, которые были обеднены еще в младенческом возрасте.
Ряд важнейших мозговых процессов активируется именно двигательной активностью в младенчестве. Сначала ребенок лежит на спине, потом учится переворачиваться на живот, упираться руками, садиться, ползать на четвереньках, ходить. Такая деятельность подталкивает к работе мозг.
Психическое развитие должно пройти ряд этапов в соответствии с внутренним генетическим механизмом. Именно сенсомоторный уровень является основанием развития высших когнитивных функций, тех самых, что обеспечивают интеллект и помогают успешно учиться. Однако в погоне за этим интеллектом родители и губят его.
Сейчас так популярны развивающие центры для детей… И невдомек современным родителям, что если ребенок недоползал, то и учиться читать ему будет сложновато. Да, вот такие сложные связи между психическими функциями существуют в человеческой психике!
Все должно случиться вовремя. По мере взросления на каждом возрастном этапе активируются определенные отделы мозга. Если их вовремя и правильно не простимулировать, то позже будут проблемы.
Как поступать?
В первые три года важен тактильный контакт с ребенком, важно его психоэмоциональное развитие. Лучшее дело для родителя — это активное включение ребенка в быт, когда он с помощью взрослых узнает, как устроен мир.
Обычного, повседневного, эмоционально насыщенного общения с мамой и папой достаточно для полноценного раннего развития ребенка. Начинать учить писать, читать хорошо лет с 5-6, когда появляется естественный интерес к этим процессам. Дети, которых начинают учить загодя, отличаются от сверстников поначалу, но к 8 годам сравниваются. Учиться на опережение никак не получится — эффект не сохраняется.
Зато, посадив ребенка раньше времени за букварь и пропись, родители отнимают у него целый пласт необходимых для полноценного развития процессов. Недоиграть так же пагубно, как и недоползать.
Сенсомоторная коррекция
Другая группа методов коррекции проблем детского психического развития— методы двигательной и телесно-ориентированной коррекции. Их путь — воздействие через телесный опыт для формирования психических функций.
Отечественная нейропсихология в избытке описывает базовые закономерности и принципы развития психической деятельности в онтогенезе. Сенсомоторный уровень — это фундамент становления высших психических функций.
Цель метода замещающего онтогенеза — мозговое развитие. Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень (этим термином подчеркивается связь между движением и собственно психическими функциями — восприятием, памятью, мышлением, речью) и тем самым обеспечивается физическое и психологическое развитие ребенка.
Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, так как коррекционный процесс протекает по законам естественного онтогенеза, помогая ребенку восполнить пробелы развития.
Таким образом родители могут усиленно заниматься с ребёнком, насыщая его жизнь, а не наоборот — запрещая играть и заставляя учиться.
С умом выбирайте способы развития вашего ребёнка. Не торопите детство.