Найти тему
Владимир Марочкин о музыке

Сентябрь: время создавать бэнды

Александр Монин
Александр Монин

В сентябре 1978 года ВИА «Молодые Голоса» (в будущем – рок-группа «Круиз») занял третье место на фестивале советской песни «Сочи-78» (Первое место – ВИА «Лейся, песня», 2-е место – ВИА «Фантазия»). В качестве награды за ту победу «Молодые Голоса» получили возможность записать миньон на фирме «Мелодия» с песнями «Дедушка играет на гитаре» и «В разгаре лета».

«А уж как в Тамбове мы всех удивили! – рассказывл Александр Монин. - Никто такого успеха от нас не ожидал, и мы стали очень авторитетной группой...»

В том же году «Молодые Голоса» начали работу над постановкой рок-оперы «Звездный скиталец».

«А нам после успеха в Сочи, - вспоминал Александр Монин, - стало западло просто песенки играть, и мы начали репетировать рок-оперу «Звездный скиталец», либретто которой написал Боря Доронин. Это была фантастическая история, рассказывающая о войне добра и зла, по сюжету мы путешествовали по разным планетам, встречали какие-то миры, с некоторыми из которых возникали конфликты, но, в конце концов, все заканчивалось ништяк - пафос, мир, дружба, сардельки, сосиски.

Специально к «Звездному скитальцу» были пошиты костюмы, сделаны декорации, на первый план был повешен занавес из тюля, который поднимался вверх, а потом опускался к барабанной установке. Получалось, будто облака. По тюлю скользили цветовые пятна прожекторов, дыма тогда еще не было, и тюль заменял дым - было очень красиво.

Когда мы ставили «Звездного скитальца», я приехал в Волгоград к отцу, который командовал там летным училищем, и рассказал ему о наших планах. Он страшно затащился и надавал мне кучу списанных десантных парашютов - эдакие оранжевые медузы, которые мы подвешивали определенным образом, и они, специально подсвеченные, летали у нас, как кометы!

Я пел, стоя на подиуме, сделанном из ящиков, в которых мы возили аппаратуру. Меня дважды било током, когда я, держа в руках микрофон, хватался за металлический ящик, но это только придавало драйва...»

Александр Баоыкин
Александр Баоыкин

В сентябре 1979 года был создан «Карнавал»: Александр Барыкин (гитара, вокал), Владимир Кузьмин (гитара, скрипка, саксофон), Евгений Казанцев (бас) и барабанщик Владимир Болдырев, до того работавший в ансамбле Раймонда Паулса «Модо».

«А я уже до того разговора нашел место, - вспоминал Барыкин, - где можно было бы работать: это ресторан в Салтыковке, с директором которого я познакомился, играя в Сочи. Я его спросил: «Возьмете нас?» Он ответил: «Конечно, возьму!» И мы тут же напечатали пригласительные билеты и раздали всем крутым людям, которых я знал и по Сочи, и по Москве. Там были и фарцовщики, и каталы, и цеховики, и девушки легкого поведения. Я на машине одного своего товарища проехал по всем ресторанам и всем, кого встретил, раздал эти пригласительные: «Приезжайте в Салтыковку!» И «биток» у нас был уже на первом выступлении!

«Карнавал» исполнял пьесы Сантаны, Weather Report, Билли Кобхэма. Продвинутые люди в 80-е годы ездили в ресторан, где играл «Карнавал», специально, как на концерт. «На Барыкина» возили приезжавших в Москву западных дипломатов и коммерсантов, под его ансамбль подписывались договоры и составлялись контракты, имевшие в том числе и государственное значение. Барыкин боролся против системы, а система использовала Барыкина как живой символ латентной демократии.

Крис Кельми
Крис Кельми

В сентябре 1980 года на сцене Ленкома в спектакле «Тиль» состоялся дебют группы «Рок-ателье», которую Крис Кельми собрал, заменив ушедший на вольные хлеба «Аракс». Перед музыкантами стояла непростая задача за короткий промежуток времени вписаться в жизнь театрального коллектива и в считанные дни восстановить музыкальное оформление популярных спектаклей. Зрители, которые до этого момента расценивали уход «Аракса» как невосполнимую утрату для театра, с восторгом встретили новый коллектив. Окрыленные успехом музыканты группы приступили к репетициям рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты». А затем последовал спектакль «Люди и Птицы» по пьесе Б.Штейна и Ю.Махаева, посвященный суровым трудовым будням молодых строителей БАМа. Он стал первой самостоятельной работой группы, так как всю музыку к этому спектаклю написал Крис Кельми.

Костяк нового ансамбля составили музыканты любительской группы «Виктория» Александр Смеян (бас, вокал), Павел Смеян (вокал, флейта, саксофон), Юрий Титов (ударные), Сергей Березкин (гитара). Вторым клавишником стал Борис Оппеншейм (клавишные), ранее игравший в ансамбле «Диссонанс», который придерживался авангардного курса. К группе также присоединился прекрасный вокалист Александр Садо (вокал), ранее сотрудничавший с «Араксом».

«Круиз» отправился в большое рок-н-ролльное путешествие в таком составе (слева направо): Сергей Сарычев, Александр Монин, Матвей Аничкин  Всеволод Королюк,  Валерий Гаина, Александр Кирницкий
«Круиз» отправился в большое рок-н-ролльное путешествие в таком составе (слева направо): Сергей Сарычев, Александр Монин, Матвей Аничкин Всеволод Королюк, Валерий Гаина, Александр Кирницкий

В сентябре 1981 года в Харькове состоялось первое сольное выступление группы «Круиз», с которого в Советском Союзе началась настоящая «круизомания».

Александр Монин рассказывал: «В Харькове в первый раз фаны донесли нас на руках до автобуса. После Харькова мы поехали в Калининград, и вот там начался настоящий психоз! Выданный нам автобус ЛАЗ подгоняли к центральному входу, и он отъезжал пустой, с окнами, закрытыми шторами, а мы через задний ход пробирались в маленький автобус «Кубань», ложились на пол, и так нас отвозили в гостиницу. А в гостинице нам строго-настрого приказали не подходить к окнам, так как площадь перед гостиницей была заполнена людьми.

Сарычев не поверил в предосторожности и решил прогуляться по городу пешком, он думал, что его, стоявшего на сцене в черных очках и белой шляпе, не узнают. Так милиция его еле отбила! Ему разорвали все, от модной куртки «Адидас», которую он только что купил, до шнурков на ботинках! И так было везде, куда бы мы ни приезжали, даже в Таллине, где к русским всегда относились плохо. Но финны сняли фильм о «Круизе» и крутили его по своему телевидению, и этот фильм смотрели в Эстонии - там смотрят финское телевидение. И только что открывшийся шикарный зал «Линна Халле» оказался забит битком».

Единственной проблемой было то, что местные власти, испугавшись ажиотажа, редко давали музыкантам сыграть более одного концерта.

В сентябре 1982 года из «Круиза» ушел Сергей Сарычев. Сначала он планировал поработать в «Самоцветах», но в итоге попал в «Машину Времени», где пробыл ровно три недели, после чего ушел оттуда и собрал собственную группу «Альфа».

На место Сарычева в «Круиз» был приглашен второй гитарист Григорий Безуглый, игравший ранее в подмосковном ресторане «Солнечный». Его участие сделало музыку группы более жесткой и динамичной.

В том же году музыканты познакомились с поэтом Валерием Сауткиным, он переделал текст «Волчка», а также написал много текстов для новых песен – «Средний человек», «Музыка Невы», «Послушай, человек», «Красная книга», которые немедленно стали хитами.

Фирма «Мелодия» выпустила миньон «Круиза» с песнями «Волчок», «Стремленья», «Послушай, человек!», что еще больше подняло популярность группы.

Жанна Агузарова и Евгений Хавтан. Фото Владимира Марочкина
Жанна Агузарова и Евгений Хавтан. Фото Владимира Марочкина

В сентябре 1983 года гитарист Евгений Хавтан и барабанщик Павел Кузин, бывшие участники ансамбля «Постскриптум», организовали группу «Браво». Вокалисткой нового коллектива стала Жанна Агузарова, известная под псевдонимом Иванна Андерс. Легенда рассказывает, что молодая девчушка, приехавшая в Москву из сибирской деревни поступать в театральный вуз, но не поступившая, позвонила Хавтану из телефона-автомата, приехала на прослушивание, спела два блюза без слов - и тут же была зачислена в состав группы.

Вскоре к ним присоединились саксофонист Александр Степаненко и бас-гитарист Андрей Конусов.

-6

22 сентября 2003 года в издательстве «Молодая гвардия» вышла в свет моя книга «Повседневная жизнь российского музыканта». В этой книге я постарался рассказать о традициях, которые существуют в российском рок-сообществе.

На следующий день отвез книгу Андрею Большакову. Это была первая «Повседневная жизнь», которую я подарил. Почему именно Большакову? Я ездил в «Music Box» за билетами на выставку «Москва. Музыка. 2003».

Еще через день Большаков позвонил и сказал, что книгу прочитал.

- Я сейчас лежу дома с температурой, делать нечего, поэтому я взял книгу и читал, не отрываясь, весь день...

Андрей сказал, что книга должна иметь успех. Хорошо бы...