Запад Европы, Иберийский полуостров, эта территория была населена около миллиона лет назад. В какой-то прекрасный момент Человеку-предшественнику (Homo antecessor подвид Homo erectus) прискучили саванны Северной Африки (климат и природа в те времена отличались от современных) и он отправился покорять Европу. Уровень мирового океана как известно то поднимается то опускается. Гибралтарский пролив (к тому времени уже три-четыре миллиона лет как существующий) соответственно то расширялся то сужался. Выбрав подходящий момент Предшественник как-то перебрался на другой берег.
Самые древние на полуострове и поэтому крайне ценные археологические артефакты были найдены в горах Антапуэрке (Испания). Стоянки здесь использовались более или менее постоянно в сезоны между охотой. Здесь древние люди хранили туши животных, преимущественно травоядных, добытых методом загонной охоты, изготовляли орудия труда из камня и примитивную одежду из шкур животных. Со стороны Предшественника было крайне любезно аккуратно складывать мусор в мусорные кучи, облегчая работу археологов в будущем. Впрочем питался он не только дикими животными, но и другими людьми. Причина поедания других людей не до конца ясна – недостаток пищи, ритуальные действия или дурновкусица древнего гурмана. Отделял мясо от костей самодельным двухсторонним рубилом.
Его сменил гейдельбергский человек, традиционно сформировавшийся в Африке, после чего мигрировавший на Иберийский полуостров и далее в Европу (часть осталась в Африке). Этот интеллектуал своего времени был мастером на все руки. Расширил количество каменных гаджетов, среди которых не только усовершенствовал каменные двусторонние рубила, но и изобрел копье, с помощью которого улучшил технику загонной охоты, нож, скребок и даже аналоговый каменный топор. Постоянно поддерживал огонь. У гейдельбержца прогрессировала по сравнению с предшественником – Человеком-предшественником область мозга отвечающая за контроль за движениями. То есть он уже научился прогнозировать и планировать свои будущие действия. Также прогрессировали зоны Брока, свидетельствующее о начале использования речи и области, обеспечивающее согласование речи и движений рук. Именно гейльдербежец первым начал хоронить умерших. Являлся нашим с вами предком так как породил и неандертальца - первого «коренного» европейца и африканского сапиенса. Останки гейдельбергского человека находят на территории многих сран Африки и Западной Европы, а на территории Португалии наиболее хорошо сохранившиеся были найдены в гроте Ароэйра (муниципалитет Торреш Новаш). Раскопки здесь начались еще в конце XX века, было найдено 2 зуба, а в 2013 году сделано главное открытие – был найден неплохо сохранившийся череп возрастом около 400000 лет (см.фото).
Процесс переходного периода от Homo heidelbergensis к Homo neanderthalensis занял несколько сотен тысяч лет и где-то 150-130 тысяч лет назад неандертальцы окончательно сформировались в классическом неандертальском виде, попутно расселяясь помимо Европы на Ближний Восток и в Азию до Алтая, при этом легко и непринужденно находя общий язык с местными жительницами, судя по оставленным генетическим следам (у всех людей, кроме африканцев, живущих южнее Сахары, есть неандертальская генетическая примесь около 1–4%).
На иберийском полуострове они селились в долинах рек в хижинах, которые строили из дерева, костей мамонтов и шкур, под открытым небом либо в пещерах. Как и у их предшественников жилища их носили временный либо сезонный характер. Время от времени они перемещались вслед за добычей.
Крепким и коренастым неандертальцам с мозгом на 10-20% больше чем у сапиенсов требовалось на 10-20% больше калорий чем нам, вероятно поэтому они обожали мясцо, отдавая предпочтение (по убыванию популярности): крупным животным, мелким животным, соседям, своим соплеменникам как в жаренном так и в сыром виде. Употребляли растительную пищу, например клубни, и даже рыбу то ли потому что закачивались соседи и соплеменники, то ли в качестве приправы к мясу. В целом, вегетарианская пища популярностью у них не пользовалась. Мясо они потребляли значительно больше чем кроманьонцы и современные представители северных народов. Хотя доподлинно известно, что азиатские неандертальцы были чуть менее кровожадными и даже научились готовить кашу. Кстати, именно у неандертальцев появляется первая каменная посуда в икеевском стиле. Половозрелости достигали в 8-10 лет, средняя продолжительность жизни составляла всего около 22-25 лет, и редко какой неандерталец доживал до 50 (именно об этом я вспоминаю каждый раз когда в ресторане мне пытаются предложить плохо прожаренный стейк).
Впрочем, они умели добывать огонь с помощью пиролюзита (диоксида марганца) и варили дёготь из березовой коры. В одной из испанских пещер проделали «дымоход» - отверстие для вентиляции. Несмотря на то, что они иногда ели своих сородичей, они также о них заботились – ухаживали за детьми и престарелыми, умели править переломы, использовали лекарственные травы, хоронили умерших, а еще изобрели древнейший в мире музыкальный инструмент - флейту (предположительно) и создали одни из древнейших примитивных рисунков (простые геометрические символы и отпечаток руки).
Так почему же они вымерли? Вероятно причин было несколько.
Во первых их было очень мало – около 100 тысяч человек в период расцвета около 100 тысяч лет назад и их осталось всего 5-10 тысяч – около 40 тысяч лет назад. Намного меньше как раз тогда пожаловавших в Европу ближневосточных мигрантов с африканскими корнями (кажется, что с тех пор мало что изменилось) - Homo sapiens. То есть к приходу кроманьонцев неандертальцы уже находились на грани вымирания в стадии так называемого «бутылочного горлышка», которое им не удалось проскочить, как удалось проскочить сапиенсам 75 тысяч лет назад после извержения вулкана Тоби. Генетические исследования показали наличие частых близкородственных скрещиваний, вызванной разрозненностью неандертальцев, что еще больше ухудшало ситуацию.
Во вторых около 40 тысяч лет назад практически одновременно происходит три мощных вулканических извержения: извержение Флегрейских полей недалеко от современного Неаполя, Казбека на Кавказе и вулкана Святой Анны в Южных Карпатах, вызвавших эффект «вулканической зимы». Ухудшить ситуацию могло жёсткое ультрафиолетовое излучение, вызванное ослаблением магнитного поля, произошедшее тогда же. Все эти климатические изменения ухудшили окружающий неандертальцев мир.
И, наконец, наш основной предок – кроманьонец бесспорно повлиял на исчезновение неандертальца. Он уже стоял на более высокой ступени культурного, социального и технологического развития. Их было больше – поселения кроманьонцев насчитывали до 100 человек. Хоть и были субтильнее, но они быстрее размножались. Возможно кроманьонцы принесли с собой болезни, от которых у неандертальцев не было иммунитета. И в конечном итоге они либо вытеснили неандертальцев в самый отдаленный уголок Европы – на Иберийский полуостров (где окончательно вымрут около 27 тысяч лет назад), либо ассимилировали, позаимствовав таким образом у них светлую кожу, рыжие волосы и устойчивость к ряду заболеваний.