Найти в Дзене
Методист.54

Проблемы в общении у подростков: какие педагогические приемы помогут с ними справиться

Оглавление

Помогать подросткам развивать навыки коммуникации необходимо! Для современных подростков неумение начать общение - большая проблема. Но чаще всего они этой проблемой не делятся ни с родителями, ни с педагогами. А в итоге взрослые в один голос говорят: "Дети сидят в телефонах и компьютерах". Да, сидят, потому что там они успешнее в общении.

Из опыта педагога дополнительного образования Тамары Сергеевны Щедренко.

С одной стороны, подростки эффективно выстраивают общение в социальных сетях и мессенджерах, с другой – сталкиваются с трудностями общения глаза-в-глаза.

Как маме, мне с этой проблемой справиться сложно. У меня просто нет ресурса, чтобы создать для своей дочери ситуацию общения со сверстниками. Мы можем куда-то выходить, на праздники например, но это разовые случаи. И согласитесь, общение всё равно происходит между родителями и детьми, а не между вашим ребёнком и ровесниками.

А вот как у педагога дополнительного образования у меня есть все необходимые ресурсы, чтобы инициировать общение подростков. В первую очередь - это общение внутри учебной группы.

И вот тут педагогам надо понимать важный момент - общение в текущих условиях еженедельных занятий не развивает общительность детей, оно закрепляет тот уровень отношений, который уже сложился в группе.

Например, если Света и Лена с первого занятия приглянулись друг другу, нашли общие интересы они так и будут продолжать общаться. Но при этом Ваня и Оля могут так и остаться в стороне. Если не обращать внимание на взаимодействие подростков в группе, то рано или поздно ваша группа превратится в "подгруппы". И сформируете эти "подгруппы" не вы как педагог в учебных целях, а сами дети. Иногда это может быть даже удобно. Я сама в своё время наблюдала за такими "подгруппами", когда училась в школе и наш классный руководитель раздавала задания. Вот этой самоорганизовавшейся группке подружек даст задание нарисовать плакат. Другая группка подружек наводит красоту в классе. Учителю удобно. Но ведь наша классная шла на поводу у сложившихся обстоятельств. Проблему разобщённости в классе такие коллективные дела не решали.

Поэтому для меня как для педагога важно создать такие условия, в которых подростки будут общаться со всеми, научатся в каждом человеке находить что-то интересное для общения.

Сегодня я расскажу о самом мощном способе развития коммуникации в своей педагогической практике.

Если педагог хочет добиться высокого уровня коммуникативных результатов, необходимо целенаправленно проводить занятия по развитию этих способностей.

Я, как педагог по журналистике, столкнулась с тем, что не владею в полной мере методами и методиками воспитания коммуникативных компетенций. Конечно, я развиваю навыки общения у подростков, но это навыки профессиональной коммуникации. Решить эту проблему социальной коммуникации может ресурс образовательного учреждения, а именно привлечение педагогов-организаторов, профессионально занимающихся развитием коммуникации.

Основываясь на пятилетнем опыте преподавания журналистики в Центре дополнительного образования я определила оптимальные условия для развития коммуникативных навыков подростков.

В поиске наилучшего режима занятий проводились ежемесячные и еженедельные тренинги.

Еженедельно

Лучший результат показали еженедельные занятия: в учебной группе быстрее установилась дружеская атмосфера, улучшилось качество коллективной работы.

Но при проведении еженедельных занятий в формате дополнительного мастер-класса мы столкнулись с рядом трудностей.

Во-первых, в графике работы педагога-организатора может не оказаться свободного времени.

Во-вторых, учащиеся не всегда могут выделить дополнительный час на посещение тренинга, что ухудшает результативность группы в целом.

Ежемесячно

Опыт проведения тренингов один раз в месяц показал, что такой подход тоже имеет свой положительный результат. Не такой ярко выраженный и отложенный во времени, но всё же эффект есть. Для сравнения - при еженедельном графике сплочённость в группе усиливалась уже через месяц, при ежемесячном чувство единства приходит на четвёртый месяц занятий. При этом в группах, где тренинги вообще не проводятся, ребята начинают чувствовать себя одной командой в лучшем случае к марту.

Какой график выбрать?

Курс программы

На мой взгляд, самый оптимальный вариант - включить курс по развитию коммуникации в образовательную программу, если позволяет направление. Изучение журналистики предполагает развитие коммуникации, поэтому два года в образовательную программу нашей медиашколы "Спутник" входил соответствующий курс.

Конечно, журналистику преподают не все, но есть и другие направления, в которых можно выделить отдельный курс по коммуникации. В нашем Центре это направления: модельная студия, военно-патриотический клуб, студия анимации.

Желательно, чтобы такой курс вёл педагог-организатор или педагог по театральному искусству.

При этом на деле во многих центрах дополнительного образования курс по развитию коммуникативных компетенций отсутствует даже в образовательных программах по журналистике. Но, учитывая современные социальные тенденции, проведение постоянных занятий по коммуникации востребовано и своевременно.

Мастер-класс и тренинг

Если в силу различных обстоятельств проведение отдельного курса затруднительно, можно остановиться на ежемесячных тренингах. Проводить их может педагог-организатор или педагог по театральному искусству. Положительный эффект будет не такой быстрый, но в любом случае это лучше чем ничего.

Мы вносим такие мастер-классы в ежемесячный план работы учреждения и для удобства учащихся проводим тренинги в соответствии с расписанием группы. Проведение тренингов в дополнительное время менее эффективно, потому что часто эти часы бывают заняты у подростков другими дополнительными занятиями.

* * *

Подписывайтесь на наш канал и давайте вместе улучшать качество дополнительного образования!

Полный текст статьи можно прочитать в электронной газете "Интерактивное образование".