Да, это не "ошибочка вышла". На обложке этой статьи на самом деле Кинг-Конг из последнего фильма, в котором он то дерётся, то дружит с Годзиллой. Именно на примере новенького блокбастера попробую разъяснить различия между фэнтези и сказкой.
Что Конга, что Годзиллу уважаю. Интересные фильмы... были когда-то. Сейчас, как говорится, уже не то, ведь раньше и трава была зеленее. Но по привычке и при наличии свободного времени всегда готов потратить пару часов на просмотр. Вот только "Годзилла против Конга" ясно дал понять, что всё, прошла любовь.
Что произошло? Да просто из крепкого фэнтези обе франшизы резко перетекли в сказочный жанр, а я сказки сейчас только на ночь рассказываю, дочке. И вам расскажу, мне не сложно, почему это новый эпик об альтернативном мире с огромными монстрами - это, внезапно, сказка.
Что такое фэнтези?
Да, фэнтези - это монстры. Огромные, чудовищные, злобные. Что Конг, что Годзилла в самом начале своей киношной карьеры были вполне по канону и соответствовали стандартам "новых драконов".
И вполне логично эти два монстра из фильма к фильму развивались, менялись, становились другими. Строго следуя шаблонам фэнтези, они сначала не замечали людишек, потом присматривались к ним, иногда "жрямкали", потом даже взаимодействовали и спасали их мир от себя любимых.
Подземные миры, наполненные чуждой нам жизнью - это тоже фэнтези. Вспомните хотя бы Пеллюсидар Берроуза или другие книги из статьи "Подземная фантастика". Даже относительную разумность монстров можно отнести к жанру фэнтези, мышление у них хоть и не людское, но вполне логичное. Спекулятивную биологию никто не отменял и фэнтези вполне допускает логово Годзиллы в Марианской впадине и гнездо Конга на глубине 2000 миль под землёй.
Девочка, которая дружит с монстром, это тоже фэнтези. Любое животное имеет в инстинктах установку "не обижать щенков" своего вида и фэнтезийные виды не исключение. Именно поэтому Конг дружит с девочкой, а не Годзилла. А маленькие девочки не боятся вообще ничего, я папа двух таких, знаю много чего из суровой реальности, мы этих годзилл пачками за хвост в песочницах таскали.
Казалось бы, по этим критериям "Годзилла против Конга" на 100% попадает в жанр приключенческого фэнтези. Но вот только сценарист и режиссёр взяли и "всё сломали, правда-правда, Наташ, совсем всё". Потому что решили смешать фэнтези и сказку.
Что такое сказка?
А в сказке можно не обращать внимание на некоторые очень важные для реального мира факторы и физические величины. Например - можно обойти время и расстояние. Скакал Иван-царевич три дня и три ночи и доскакался...
Время в этом фильме настолько независимая от сценариста величина, что про него даже в титрах не написали. С острова Черепа (он же в тропиках?) за пару часов перевезти вплавь Конга до Антарктиды? Легко. Побывать за один день в Америке, на острове и ещё в паре мест, не запыхавшись? Ещё проще. Пробраться мимо спецназа на особо секретный объект? Ой, это у же не ко времени вопрос.
А уж если смотреть "через время и на расстояние", то получаются просто шедевральные ляпы. Ладно, допустим, что ход из Антарктики в подземный мир существует через портал. Это ещё фэнтези. Но вот дыра из Гонконга туда же, пробитая Годзиллой с одного залпа - это уже сказка. Если просто провести прямую через глобус, на который в этом фильме неумело натянута сова, то окажется, что ящер прожёг как минимум две-три тысячи километров. И из этой дыры за пару мгновений вылетел "ихний" самолёт? Ах да, про время уже было.
Отсутствующий хронометраж, наложенный на забытые земные масштабы и помноженный на скомканность сюжета ради экшна приводит нас к общей нелогичности происходящего. Самое простое, что есть в этой сказке - тугой слух Годзиллы. Услышал сопение Конга через весь океан и мигом приплыл, будто лужу перемахнул, как тот орёл в мультике Роберта Саакянца? Ладно, зачёт, 5 баллов по физо. Но с чего ящеру глохнуть и резко тупеть, как только люди выключили всю электронику и механику на кораблях? А он взял и оглох, развернулся и уплыл. Видно, кто-то в Америке ещё знает латынь с её "Deus ex machina", не всё потеряно.
И девочка, научившая монстра разговаривать на языке жестов, это тоже сказка. Чтобы Конг понимал жесты - это фэнтези и даже реальность (некоторые коты вон даже на взгляды реагируют, особенно если нашкодили), но чтобы отвечал - это сказка. Априорно.
И какой из всего этого следует вывод? А вывод такой: фэнтези + сказка = сказка. И никак по другому эта формула не считается. Вот только такие сказки ни мне смотреть, ни дочке слушать не интересно.
Смотреть "Годзилла против Конга" или нет? Решайте сами. Но я бы посоветовал сначала узнать о том, за сколько долларов Рэй Брэдбери продал Годзиллу, а потом уже принимать решение. А приняв - пересмотреть "Годзиллу против Конга" 1962 года, самый кассовый фильм Японии про этих монстров.