Найти тему

Педагогический дизайн. Модель ADDIE, SAM, обратного дизайна, ALD. Какую выбрать?

Оглавление

Что такое педагогический дизайн? Как выстраивается архитектура обучения, чтобы ученики могли получить мощные результаты, а эксперт крутые кейсы рассмотрим в этой статье. А также разберем 3 основные модели педагогического дизайна:

ADDIE, SAM, обратного дизайна.

Педагогический дизайн
Педагогический дизайн

Цель любого обучения - это постановка навыка, например, hard skills - обучение профессии и soft skills - медитация). И чтобы эта цель реализовалась нужно спроектировать образовательную среду.

Почему "педагогический дизайн" или "архитектура обучения"? Потому что здесь тоже идет процесс выстраивания и создания среды, в которой люди будут учиться. И эта среда должна быть понятной, доступной, надежной и удобной. Как дом, в котором людям комфортно и легко жить. Где нужное количество комнат (как например, уроков на курсе), где правильно расположены ванная комната, кухня, спальня, количество розеток (как последовательность контента в уроке) и все это спроектировано таким образом, чтобы было удобно.

ADDIE

Есть множество моделей, которые используются в педагогическом дизайне при проектировании курсов, например ADDIE. Это такая линейная стандартная модель, состоящая из 5 этапов: анализируй, проектируй ,разрабатывай, внедряй, оценивай.

Модель Addie
Модель Addie

1. Анализ

Проводится чтобы понимать желаемый результат обучения еще на старте. Делится на четыре шага:

►понять запрос заказчика (какой результат ожидает получить, что он ждет от обучения);

►выявить проблемы в работе (каких знаний не хватает целевой аудитории, какие ошибки она допускает и почему); Например при продвижении в инстаграм, многие идут в гивы и это большая ошибка, которую предстоит изучить.

► анализ целевой аудитории (что знает и умеет, на каком уровне знания по теме, какой опыт обучения); Чтобы понимать для кого создавать обучение, для новичков или для профи, особенно если это курс по профессиям.

►погрузиться в тему (решению каких задач нужно научить, какие навыки для этого нужны).

2. Проектирование

На этом этапе определяется контент, стратегия преподавания, и формат обучения, а так же какими способами будет проверяться, достиг ученик цели или нет.

3. Разработка

Здесь происходит создание контента (сценарии, практика, видео, тексты).

4. Реализация

На этом этапе весь контент загружается на электронную платформу или начинается сам процесс обучения, а также наблюдение за тем, как ученики его проходят. Я размещаю свои курсы на платформе Skillspace, так как она очень легка в настройке и в целом достаточна простая в использовании, подходит для новичков. По промокоду "MTDLGY" Вы сможете БЕСПЛАТНО протестировать любой из тарифов, активировав его на 14 дней

Мои продукты на платформе skillspace
Мои продукты на платформе skillspace

5. Оценка

Чтобы понять насколько эффективна программа, важно оценить ее результаты. Если они не соответствуют желаемым, то следует произвести корректировку программы и контента.

Модель SAM

Модели ADDIE является стандартной и применяется в большинстве случаев. Но когда слишком большой объем информации или запуск обучения был еще вчера и сроки сильно сжаты, следует применить другие модели педагогического дизайна, например, модель SAM.

Педагогический дизайн
Педагогический дизайн

SAM (Successive Approximation Model) — модель последовательного приближения, которая состоит из 8 этапов и 3 фаз.

Подготовительная стадия — происходит сбор информации и формируется концепция курса.

Стадия итерационного дизайна состоит из повторяющегося цикла «дизайн — создание мбп версии — тестирование и сбор обратной связи», для того чтобы понять какие методы и решения работают.

Стадия итерационной разработки состоит из цикла «разработка — внедрение — оценка», и повторяется минимум три раза.

Модель обратного дизайна (backward design, understanding by design)

Когда обучение разрабатывается не от контента, которым владеет эксперт, а от результата, то есть с "конца", когда мы понимаем что в итоге получает ученик и под это подстраиваем обучения и контент.

Этапы:

Определение идеального конечного результата, к которому должен прийти ученик.

Определение критериев достижения этого результата. То есть тех методов, благодаря которым мы понимаем пришел ученик к цели или нет.

Определение событий, которые и помогут прийти к результату . То есть контента и практики.

В своей работе, когда я помогаю разрабатывать онлайн курсы, не использую какую-то конкретную модель. Я всегда опираюсь на задачи стараясь разработать уникальный подход, потому что все эксперты разные, все курсы разные и подход у всех тоже разный. Поэтому, если Вы планируете разработку собственного обучения - то лучше сразу определите свой подход.

Модель ALD

ALD ориентируется на потребности в учебном материале определенного студента, а ненужные на данном этапе обучения материалы отсеиваются.

Высокий уровень концентрации и одновременная гибкость модели ALD позволяют создавать курсы повышения квалификации или осуществлять корпоративное обучение для новых сотрудников

  • Обучение построено на спринтах - коротких этапах с четким результатом, ограниченных по времени.
  • Для каждого этапа разрабатываются материалы: инструкции, шаблоны, чтобы быстро привести к цели.
  • Материал без “воды” (сжатый и концентрированный).
  • Ориентация на уже мотивированных студентов, которые хотят освоить определенный практический навык.
  • Активное привлечение экспертов в узких областях знаний.
  • Оценка результатов и потребностей студентов на всех этапах.

Как выбрать модель для проектирования?

Я пользуюсь этой схемой при выборе модели, но важно помнить о том, что каждый проект индивидуален и эта схема лишь помогает при выборе.

Педагогический дизайн как выбрать модель
Педагогический дизайн как выбрать модель

Личная работа, сопровождение, обучение

Также рекомендую подписаться на мой телеграмм канал “Секреты успешных курсов”, где найдете еще больше методологических фишек, инстаграм аккаунт, в котором я рассказываю про обучение в кайф и YouTube канал с полезными видео)