Продолжение наших предвыборных историй – о том, какие ролики в разные годы придумывали в ЦИК, центральной избирательной комиссии, чтобы привлечь больше россиян к выборам к голосованию.
Например, для агитации решили использовать советскую киноклассику - и в том числе фильм “Чапаев”. В ролике от ЦИК переозвучили знаменитую сцену “Где должен быть командир?” - когда Чапаев, разложив картошку на столе, показывает Петьке, как лучше всего расставить бойцов при атаке.
В ролике от ЦИК в этой же сцене Чапаев стал объяснять Петьке, как важно активное участие избирателей в голосовании для успешного выбора депутатов Госдумы.
Но с этим роликом получился скандал. Особо придирчивым избирателям он не понравился - по причине, которую в ЦИК явно не предусмотрели. Как писали в соцсетях, получается,что избиратели в этом ролике представлены виде овощей – ведь Чапаев в той сцене разговора с Петькой раскладывал картофелины на столе и на них все объяснял.
Чапаев традиционно фигурировал и в агитационных материалах коммунистов наряду с другими знаменитыми революционерами – но на недавних выборах в Госдуму КПРФ решила радикально обновить свою агитацию. Журнал “Собеседник” напоминал, как много шуток появилось по поводу агитплакатов коммунистов, которые в одной из предвыборных кампаний вдруг решили сделать ставку на провокационность и эпатаж.
На плакатах КПРФ появились женщины в эротических позах на фоне слов “Сила возбуждает”.
Как замечал “Собеседник”, в этом лозунге так и слышался хор фиванских старцев из “Антигоны” Софокла:
“Эрос непобедимый, тебя не избежит ни один человек, и всякий безумствует, тобою одержимый”.
А кроме любви к эротическим образам у представителей коммунистов в ходе избирательных кампаний вдруг обнаружилась и любовь к автомобилям. Вспоминаются некоторые прошлые выборы – и сообщения об имуществе кандидатов от КПРФ.
Например, у Светланы Савицкой, как выяснилось, было сразу пять автомобилей, в том числе Форд Фокус и Дэу. У Сергея Муравленко обнаружили Порше Кайен и Майбах, у Владимира Бортко – БМВ и Мерседес.
Мерседесы в своих декларациях о доходах указывали и многие другие кандидаты. А особенно изощренный интерес к автотранспорту тогда же обнаружился у кандидата-единоросса Алексея Плахотникова. У него был собран целый автопарк экзотической техники – в декларации об имуществе за ним числились пять тракторов, самосвалы и двадцать мусоровозов. Возникает впечатление, что эти коллекционеры испытывали какую-то особенную любовь к красивым и приятным вещам, действуя по принципу гоголевского Хлестакова:
“Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия”.
Ну а рекорд по части имущества, видимо, поставил кандидат в депутаты Госдумы от ЛДПР Владимир Брюханов – машин у него, правда, было немного, зато в своей декларации он указал, что имел 50 квартир в 19 регионах страны. Журналисты тогда предположили, что, наверное, квартиры эти – конспиративные, для подпольных съездов партии.
В этих списках о машинах и квартирах были и кандидаты, чья любовь к имущественному накоплению вызывала живой интерес прокуратуры. В разных регионах в предвыборных компаниях порой вдруг всплывали те, кого называют криминальными авторитетами.
Одним из самых ярких примеров стала одна из прошлых избирательных кампаний в Петербурге – когда там в очередной раз выбирали губернатора. В той кампании кандидатом в питерские губернаторы был зарегистрирован и Юрий Шутов: журналисты еще называли его Тит Титыч - когда вспоминали, что Шутов сидел в тюрьме. Он участвовал в разных выборах, привык называть себя борцом за права бедных, и даже прошел в петербургский парламент – но вот с губернаторством не получилось.
“Борец за права бедных” – этот лозунг Тит Титыч явно позаимствовал у коммунистов. Но подробнее об этом - уже в следующей публикации, в продолжении наших предвыборных историй.