В этой статье отбросим конспирологию и поговорим о советской пилотируемой лунной программе. На каком этапе её реализации она была свернута (закрыта). Только голые факты!
Пилотируемая программа освоения #Луны Советским Союзом была засекречена. По некоторым обрывкам информации, которая просочилась в открытые источники, можно представлять о том, какой бы она была. Началом пилотируемой программы можно считать формирование в 1963-м году отряда "лунных" #космонавтов, лидером отряда был Юрий Гагарин.
После гибели В.Комарова в 24.04.1967г. (падение Союз-1) и Ю.Гагарина в 27.03.1968г. (катастрофа МИГ-15) состав группы был пересмотрен и изменён. В основные составы экипажей вошли: А. Леонов, О. Макаров, Н. Рукавишников, П. Попович, В. Севастьянов, возглавлял группу уже В.Быковский (заместитель Е.Хрунов).
По факту существовало 2 программы: лунная облётная и экспедиция на Луну с высадкой советского космонавта на её поверхность. Для облета Луны была выбрана следующая ракетная техника: ракета-носитель УР-500К (8К82К "Протон-К"), 4-я ступень (разгонный блок 11С824) "Блок-Д", космический корабль 7К-Л1 (Лунный первый). Для высадки на Луну были утверждены компоненты: ракета-носитель Н-1, космический корабль "7К-ЛОК", Лунный Корабль "Т2К" (11ф94), разгонные блоки "Блок-Г" и "Блок-Д". А теперь об этом поподробнее.
По облётной программе, на момент её закрытия летом 1969-го года, были отработаны и приняты все её технические компоненты. Ракета-носитель "Протон-К" начала стремительно набирать положительную статистику, "Блок-Д" и КК "7К-Л1" хорошо зарекомендовали себя в полётах Зондов №7 и №8. Облёт Луны советским космонавтом мог состояться в любой момент, но этого не произошло. Внятной причины закрытия облётной лунной программы никто так и не смог сформулировать, одни невнятные отговорки о потере лидерства в лунной гонке, в которой официально участвовали только #США.
Пилотируемая экспедиция на Луну была намного сложнее облёта и поэтому для нее разрабатывалась более мощная ракета-носитель Н-1. На начальном этапе высадка на Луну требовала одновременного запуска двух ракет Н-1, т.к. Н-1 на тот момент могла вывести только 75т. груза на Низкую Опорную Орбиту. Итак первая Н-1 выводила бы: "Блок-Г" ~45тонн (4-я ступень), "Блок-Д" 17360кг (5-я ступень) и КК "7К-ЛОК" 9850кг с космонавтами; а вторая "Блок-Г", "Блок-Д" и ЛК 5560кг к Луне (В.Мишин).
По задумке КК 7К-ЛОК и ЛК стыковались бы на орбите Луны, космонавт переходил бы по открытому космосу из 7К-ЛОК в Лунный корабль для высадки на Луну. Если же по какой-то причине стыковка не состоялась бы, то КК 7К-ЛОК с космонавтами делал бы облёт Луны и разгон в сторону Земли. А если все прошло успешно, после старта с Луны кабины Лунного корабля она снова стыковалась бы с 7К-ЛОК для перехода космонавта на его борт и возвращения на Землю.
От автора: Мне совсем не хотелось бы сомневаться в компетенции В.Мишина и других высокопоставленных деятелей космической промышленности СССР тех лет, но мне не понятен одновременный старт именно 2-х РН Н-1. Достаточно было старта одной РН "Н-1" и одной РН "Протон-К". История убеждает нас в том, что при использовании на "Протон-К" "Блока-Д" в качестве 4-й ступени вполне возможно было отправить ~5.6т груза к Луне (программы Зонд, Е8, Е8-5) и именно столько весил Лунный Корабль Т2К (5560кг). Ну как говорится В.Мишину тогда было виднее. Видимо я упускаю какие-то весомые нюансы, которые были известны Мишину.
После модернизации ракеты-носителя "Н-1" (замена ракетных двигателей 1-й, 2-й и 3-й ступеней на многоразовые НК-33, НК-43 и НК-31 соответственно) она выводила бы на НОО до 95т. полезной нагрузки. Тогда всерьез задумались о реализации однопусковой схемы экспедиции на Луну Лунного Ракетного Комплекса Н1-Л3. В отличии от предыдущей задумки, Лунный Корабль Т2К стартовал бы вместе с остальными компонентами миссии, и был бы исключен из схемы пункт с его #стыковкой на орбите Луны. Но доведенной до ума, собранной и даже установленной на стартовую площадку Н1 №8Л с ЛРК Н1-Л3 так и не суждено было оторваться от Земли.
Две готовые модернизированные Н-1 №8Л и №9Л были сняты со стартовых позиций и уничтожены. Удалось только сохранить с них ракетные двигатели первой и второй ступеней (по личной инициативе Н.Кузнецова). Семь заделов Н-1 разной степени готовности так же были уничтожены.
Итог четырех пусков Н-1 — ракета летит нормально, она управляема, аэродинамически устойчива, газодинамика стабильна, прочность не вызывает сомнений, все замечания устранимы. С новыми надежными РД НК-33, НК-43 и НК-31 она точно решила бы поставленные задачи. Но! Точка. Партия и В.Глушко сказали порезать на куски - порезали.
Теперь уточним, на какой стадии готовности были компоненты ЛРК Н1-Л3.
- Ракета-носитель Н-1 (11А52) прошла основные испытания на ненадёжных ракетных двигателях первой стадии. Выявленные недостатки конструкции были устранены. После её модернизации и применения на ней надежных РД дальнейшие лётные испытания намеренно не проводились, чтобы не показывать, что РН может выполнить поставленные задачи (экспедиции на Луну и Марс, запуск тяжелых АМС к Луне и другим планетам солнечной системы).
- Объект Т2К (Т2-К) или "Лунный Корабль" прошел все назначенные лётные испытания, принят как лётное изделие 11ф94 и был одобрен для пилотируемой миссии с высадкой космонавта на поверхность Луны.
- Космический корабль 7К-ЛОК так же прошел все необходимые испытания, в т.ч. лётные. Его компоненты "Блок-И" и спускаемая капсула были многократно испытаны в программе "Зонд". Целиком 7К-ЛОК (с Блоком-Д) был испытан 2 декабря 1970г, (под кодовым названием объект "Л1-Э", миссия "Космос-382") и выполнил всю запланированную программу. Космический корабль 7К-ЛОК был принят (11ф93) и одобрен для комплекса Н1-Л3.
Далее было бы тестовое лётное испытание готовой обновленной Н-1 №8Л, с отправкой на Луну резервного ЛК и отработкой большинства пунктов программы 7К-ЛОК и ЛК в автоматическом режиме. Потом старт космонавтов на готовой Н-1 №9Л для выполнения пилотируемой миссии на Луну. Если бы возникли накладки с испытательным пуском Н-1 №8Л и №9Л назначили бы на еще один тест, в стенах заводов СССР находилось еще две РН Н-1 (№10Л и №11Л) в средней степени готовности. Как и с облётом Луны до пилотируемой экспедиции с высадкой на поверхность советского космонавта оставалось только "руку протянуть". Всё было готово!
Ну и в заключении пара цитат конструктора ракетно-космической техники В.П.Мишина и фотографии объекта Т2К (11ф94) ЛК:
Но в связи с решением вышестоящего руководства облет Луны двумя космонавтами по программе УР500К—Л1 не состоялся, несмотря на то, что и материальная часть, необходимая для этого, и космонавты к указанному полету были подготовлены. Мотивировалось такое решение тем, что США в этом направлении нас уже опередили. Мне кажется, что решение было ошибочным, оно не учитывало мнения рядовых людей и специалистов, героически трудившихся над реализацией программы, не учитывало потребность этих пусков для дальнейшего развития ракетно-космической техники.
Главные разработчики ракеты-носителя Н1 — ОКБ — наше и Н.Д.Кузнецова — до сих пор считают решение о прекращении работ по этой ракете большой ошибкой. Зачем надо было запрещать пуски двух практически собранных ракет-носителей с новыми ЖРД? Запуск их не мешал работам по новой тематике, так как они начались более чем два года спустя. А ведь опыт запуска этих двух ракет-носителей дал бы ценный материал и для новых разработок. Трудно было также объяснить правильность решения об уничтожении задела для семи комплектов ракет-носителей тем специалистам, чьим трудом они были созданы.
Спасибо, что дочитали материал! Если понравился - ставим палец вверх, подписываемся на канал.
Автор статьи: Евгений Брюханов.
Ссылки на источники информации в тексте статьи. В статье использовались фотоматериалы из открытых источников, которые принадлежат их правообладателям.
Другие статьи по лунной теме:
Почему не состоялся советский пилотируемый облёт Луны?
Что скрыл СССР о своей лунной программе.
Космонавт Леонов знал правду, но забрал её с собой.