Найти тему

Память

- Деда, а ты чего сегодня принарядился? Пойдем к кому в гости? - маленькая Лизавета, болтая не достающими до пола ножками, с аппетитом поглощала приготовленный Никодимом завтрак.

- Пойдем, донюшка, пойдем. К прабабушке твоей пойдем. День памяти сегодня. - Никодим смахнул набежавшую слезинку. - Вот уже 20 лет, как покинула нас моя Лизонька.

- А мама с нами пойдет?

- Нет, доча, маму оставим дома. Я бы и тебя не взял, так не отстанешь же. Так что пойдем только мы с тобой. Сейчас доешь, оденешься и пойдем.

- А зачем ты бутылку с вином берешь?

- Это домашняя настоечка. Она слабенькая на яблоках. Бабушку помянуть нужно будет, да конфеток с пирогами возьмем.
Ты то чем поминать будешь? Настоечки стопочку выпьешь, аль морсику налить в бутылочку?

- Ты что, деда! Я ведь еще маленькая, нельзя мне настоечки. Возьми морса. - ребенок опасливо покосился на кухонную арку, не слышит ли мама. А то будет деду на орехи, да и ее с ним может не отпустить.

Через полчаса дед с ребенком тихонько брели по деревенской улице в сторону местного кладбища.

Пробираясь по заросшим извилистым тропинкам, петляющими между покосившимися крестами и ухоженными могилками, они добрались до своего участка.

- Ну, здравствуй, Лизонька! - Никодим откинул цепочку на входе и обняв ребенка зашел внутрь. - Вот и мы с правнучкой нашей Лизаветой пришли навестить тебя.

Смахнув пыль и засохшие листья с небольшого столика и скамейки, протер мокрой тряпочкой памятник и фотографию супруги.

- Положи, доченька, бабушке цветочки. Любила она их, растила и ухаживала. - смахнув набежавшую слезинку, дед погладил ребенка по головку. - Да давай наведем порядок немного вокруг могилки.

Старый с малой навели порядок в оградке и вокруг, присели на скамеечку.

- Ну что, доченька, давай помянем бабушку. - Никодим достал из пакета приготовленные припасы, налил себе и еще в одну стопочку настойки, ребенку морса. - Одну стопочку бабушке поставим, да ты, Лизанька, разверни конфетку, да положи на могилку к стопочке, пирожок тоже положи. Пусть и она с нами выпьет.

Помянув супругу и пожелав ей легкого лежания, он приобнял за худенькие плечи ребенка и надолго задумался.

Сколько лет прошло, а горечь утраты только притупилась, но до сих пор острой занозой сидела в его сердце.

Вот, почему так устроен человек, что когда счастье в его руках, мало ценит его и не слушает свою интуицию. Не хотел же тогда отпускать ее за клюквой с соседкой. Знал, что может заблудиться в трех соснах. Да и сердечко у супруги было слабое.

Нет бы денек подождать, вместе бы и сходили. Так нет отпустил, не послушался своего внутреннего голоса.

И ушла-то она довольно далеко от того места, где они собирали ягоды. И потом когда искали всей деревней, аукали, наверняка не слышала.

Эх, Лиза, Лизонька, если бы вернуть все обратно. В жизнь бы тебя ни с кем не отпустил. Только со мной и только рядышком, в пределах видимости.

Не могу простить себя и если бы не наши девчонки, то давно лежал бы с тобой рядышком. Не знаю как и пережил первое время. Ведь помню всю нашу жизнь, как познакомился с тобой, как свадьбу играли, как дочку растили. Все помню.

Да много чего было. И радовались, и ссорились. Да чего только не было. Но никогда, Лизонька, даже мысли не мелькнуло о разводе, все трудности преодолевали вместе. Да и невозможно было долго сердиться на тебя, любил очень сильно. Улыбку твою с ямочками на щеках, звонкий задорный голос. Эх, Лиза, Лизонька.

Скупая слезинка ползла по его морщинистой щеке, а он даже не замечал этого. Очнулся, когда под его рукой шевельнулась маленькая Лизавета.

- Деда, меня как-будто кто-то гладит по голове и приговаривает, - она повернула к Никодиму серьезное личико. - береги, доченька, дедушку. Любит он тебя.
А я и так тебя, деда, сильно люблю. Ты ведь не покинешь нас? Как же мы одни будем?

- Да ты что, доченька, никогда я вас не брошу. Ну куда я без вас, а вы без меня. Столько у нас с тобой еще дел впереди, столько еще нужно передать тебе, да научить. - Никодим почувствовал тугой ком в горле от любви к этой маленькой шпаненке, так напоминающей ему его Лизавету. - А по головке тебя гладит душа бабушкина. Ведь человек-то уходит, а душа остается с нами навсегда.
Ну что, замерзла, маленькая. Пойдем домой? Бабушку навестили, а у нас еще животные не кормлены, да и за мамой присмотр нужен. Ведь скоро у тебя появится братик или сестричка.

- Пойдем, деда, а то и правда что-то прохладно.