Найти тему
Исчезнувшая история

Авиаконструкторы, которых помнят до сих пор

Пе-8, По-2, МиГ-1, Ла-5, Су-2 – аббревиатуры, расшифровки которых известны не каждому, а вместе с тем за ними стоят вполне конкретные люди и результаты их работы. Конструкторы, чья активная деятельность пришлась на непростое военное время, сейчас могли бы с гордостью наблюдать, как их труд живёт в памяти наших современников.

Петляков Владимир Михайлович.

Руководил проектированием крыльев многих самолетов АНТ, внедрением в серию бомбардировщиков АНТ-4, АНТ-6, созданием бомбардировщика АНТ-42 (Пе-8). Петляков - один из организаторов металлического самолетостроения в СССР. Совместно с Беляевым создал методику расчета свободнонесущего крыла с жесткой обшивкой.

Петляков рассчитал крыло знаменитого тяжелого бомбардировщика АНТ-6 (ТБ-3) и возглавил разработку более современного дальнего высотного многомоторного самолета АНТ-42 (ТБ-7 или Пе-8). Принимал участие в работе советских технических делегаций в США и Франции, завершившейся закупкой лицензий на целый ряд зарубежных самолетов.

Николай Николаевич Поликарпов.

24 июня 1927 года состоялся первый полет лёгкого учебного самолёта У-2, который впоследствии был переименован в По-2 в честь своего создателя –Легендарный многоцелевой У-2 дал путёвку в жизнь сотням тысяч лётчиков в СССР, имел не только героическое военное прошлое, но приличный стаж работы в интересах народного хозяйства. В годы войны У-2 был призван на фронт в качестве разведывательного, связного, санитарного, транспортного и боевого самолёта. Работал он и в роли лёгкого ночного бомбардировщика.

Сухой Павел Осипович.

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта "Иванов", закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны. Также он создал несколько опытных реактивных истребителей. Под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, например, истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25, истребитель Су-27 и другие самолёты.

Лавочкин Семён Алексеевич.

Был одним из инициаторов и участников создания советского современного самолёта-истребителя ЛаГГ-3 из дельта-древесины. Вместе с Горбуновым и Гудковым в 1939 году получил служебное звание — главный конструктор по самолётостроению. Стоит отметить, что ряд последующих моделей Ла-5, Ла-7 и различные их модификации обладали высокими боевыми качествами и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны. После войны Семён Алексеевич работал над созданием реактивных самолётов.

Артём Иванович Микоян и Михаил Иосифович Гуревич.

В 1940 году создают истребитель МиГ-1 («Микоян и Гуревич»), а затем его модификацию МиГ-3. В 1940—1941 годах МиГ-3 строился большой серией и принимал участие в боях первого периода Великой Отечественной войны. Гуревич участвовал в создании опытных самолётов, в разработке скоростных и сверхзвуковых фронтовых истребителей. На самолётах КБ Микояна было установлено 55 мировых рекордов.

МиГ - 3 1940 года на аэродроме Зубово.
МиГ - 3 1940 года на аэродроме Зубово.

Отметим также, что в СССР существовали конструкторские бюро, с какого-то времени делившиеся по типам самолётов. Например, КБ С. В. Ильюшина — по фронтовым бомбардировщикам (штурмовикам), транспортной и гражданской авиации; КБ А. С. Яковлева — по самолетам с вертикальным взлетом и посадкой. Виды разрабатываемой техники соответственно уменьшались и корректировались.

А.А. Микулин, В.Я. Климов, Н.Д. Кузнецов, В.Н. Челомей… Знакомы ли Вам эти фамилии? Кто, на ваш взгляд, внёс больший вклад в историю авиации?