В предстоящих выборах в Государственную Думу, как и всегда, участвует множество административных кандидатов, выдвигающихся по одномандатным округам. Большинство из них идут от «Единой России», некоторые в связи с низкими рейтингами партии власти, ведут избирательные кампании как самовыдвиженцы. О том, как административные политики относятся к своим избирателям, рассказывать можно долго. Но лучше всего — узнать об этом от них лично. Или хотя бы попытаться. Я решила проверить, реально ли избирателю связаться с кандидатом, баллотирующимся при поддержке «Единой России».
Я писала им в социальных сетях, пыталась выйти на связь через контакты, указанные на предвыборных сайтах, звонила и приходила лично в общественные приёмные. Поговорить хотела о самых обычных вещах: задать уточняющий вопрос по избирательной программе, сообщить о локальных проблемах в округе, узнать о ближайших встречах с избирателями. Хотя, на самом деле, даже не важно, о чем я пыталась поговорить с кандидатами от власти. Потому что из четырнадцати кандидатов прочитали мои сообщения четверо. И только двое ответили. А опыт общения с их командами в очередной раз подтвердил мои догадки о безразличном отношении таких кандидатов к избирателям. Расскажу о каждом из них.
Журналист Тимофей Баженов, выдвигающийся в Бабушкинском избирательном округе от «Единой России», стал одним из двух кандидатов, ответивших на мое сообщение в социальных сетях. Чего, к сожалению, нельзя сказать о сотрудниках его штаба. На официальном сайте «Движения Баженова» указан номер телефона для связи в WhatsApp, Telegram или Viber. Связаться с командой предлагается тем, кто хочет вступить в движение или рассказать о проблеме в районе. Но, видимо, перед выборами в округе не осталось ни проблем, ни потенциальных сторонников Баженова. Потому что с аккаунта в Telegram, к которому привязан номер, не просто не отвечают на сообщения и не читают их. Более того, владельцы аккаунта вообще не заходят в приложение.
Задать этот вопрос меня вдохновил предпоследний пост Тимофея Баженова в Instagram. 10 июля журналист выложил видео о долгострое поликлиники на Ленской улице, сообщил, что «взял вопрос под личный контроль» и пообещал держать избирателей в курсе событий. Через два дня Баженов поделился ещё одной публикацией: сообщил, что выдвинулся кандидатом в Государственную Думу. После этого, если верить описанию его профиля, ушёл в отпуск и ничего не выкладывал (и до конца выборов не планирует).
С тех пор никаких новостей о поликлинике не было. Но все же, несмотря на отпуск, Баженов ответил мне в личных сообщениях: снова пообещал держать в курсе.
Конечно, никто со мной после этого не связывался, а ответ Баженова слишком похож на стандартную отписку. Но на фоне подавляющего большинства других административных кандидатов, даже такое сообщение выглядит как забота об избирателях.
С некоторыми другими кандидатами от «Единой России» попытка выйти на связь зашла в тупик еще раньше.
Например, переизбирающаяся в Ховринском округе Ирина Белых на своём сайте вообще не оставила контактов. Есть только онлайн-приемная — пишешь обращение, оставляешь номер телефона и ждёшь. Я жду уже несколько дней. Найти Ирину Белых в социальных сетях мне не удалось.
Почти аналогичная ситуация с другим действующим депутатом-единороссом, также решившим переизбраться. Лётчик-космонавт и герой России Роман Романенко идёт в Государственную Думу от Чертановского округа. В отличие от Ирины Белых, Романенко помимо онлайн-формы для обращения оставил на сайте электронный адрес, даже два. Но сути это не меняет. Рассчитывать на получение оперативного ответа не стоит, а отследить, было ли ваше сообщение прочитано и рассмотрено — невозможно. Отсутствие способа связаться с кандидатом напрямую в социальных сетях или мессенджерах — это отсутствие связи между ним и его избирателями, в принципе. У Романа Романенко есть страница в Facebook, но написать ему сообщение невозможно и там.
Остаётся только получать автоматически сгенерированные ответы - подтверждение отправки вопроса.
Расстояние между кандидатом и избирателями, действительно, космическое.
Александр Мажуга — кандидат от «Единой России» в Тушинском округе. Он тоже предпочитает, чтобы избиратели связывались с ним не в личной переписке, а через специальную форму на сайте. Ни контактного номера телефона, ни ссылок на социальные сети на странице нет. Зато есть ограничение по объёму: обращение к кандидату не должно превышать 650 символов.
Для чего нужно это ограничение — непонятно. Видимо, Александр Мажуга не любит читать сообщения от своих избирателей. Поэтому и не указывает на сайте другие контакты. Я нашла его социальные сети и задала вопрос в Facebook. Ответа пока не получила.
Можно долго обсуждать отсутствие необходимых контактов и неудобные формы для связи на сайтах административных кандидатов. Но бывает и хуже. У некоторых кандидатов от «Единой России» и пользующихся ее поддержкой самовыдвиженцев предвыборных сайтов, где можно прочитать их программу, увидеть все новости кампании и найти необходимые контакты, просто нет. Информацию об их взглядах приходится искать в сообщениях СМИ, социальные сети, где они, конечно же, не отвечают, находить самостоятельно.
Светлана Разворотнева («Единая Россия») в Нагатинском, Александр Румянцев («Единая Россия») в Черемушкинском и Дмитрий Певцов (самовыдвижение) в Медведковском округах не дали никакой информации о том, каким образом можно оставить им обращение, не указали адреса общественных приемных, номера телефонов, по которым можно позвонить им или их помощникам. И не посчитали нужным читать личные сообщения.
Впрочем, у одного из них — артиста Дмитрия Певцова — сайт с самой важной информацией все же есть. Ссылка закреплена у него в Instagram, а на самом сайте можно купить билеты на его ближайший концерт. Пожалуй, это единственный «независимый» кандидат в Государственную Думу, об избирательной кампании которого не слышно вообще ничего.
Еще один самовыдвиженец, получить ответ от которого мне не удалось, — известный интеллектуал Анатолий Вассерман из Преображенского избирательного округа. Указанные на сайте ссылки на социальные сети, видимо, предназначены не для связи с кандидатом. Потому что оставленные там сообщения остаются без ответа.
Но все же есть административные кандидаты-самовыдвиженцы, готовые выходить на контакт с избирателями. Координатор «ЛизаАлерт» Олег Леонов, идущий в Думу по Центральному округу, — второй и последний ответивший на мое сообщение кандидат из тех, с которыми получилось связаться.
На мой вопрос о том, каким образом будет реализована инициатива об установке «среднемосковсих цен» на продукты в центре Москвы, Леонов ответил, хоть и с грамматическими ошибками.
Так, Олег Леонов оказался единственным административным кандидатом, от которого я смогла получить содержательный ответ в короткие сроки (ответил он мне на следующий день).
Председатель «Совета матерей», кандидат от «Единой России» по Перовскому одномандатному округу Татьяна Буцкая активно ведет страницу в Instagram, где рассказывает об избирательной кампании, отвечает на комплиментарные комментарии подписчиков и, в целом, создает образ открытого для избирателей кандидата.
Даже обещает брать с собой всех заинтересованных на осмотры аварийных зданий, в реставрации которых планирует поучаствовать. Так, например, было с ее поездкой на стадион «Авангард» — всех неравнодушных Татьяна Буцкая попросила написать в комментарии и пообещала взять их с собой на осмотр. Но, судя по всему, в компетенцию SMM-менеджеров, ведущих ее страницу, ответы на личные сообщения не входят.
Подождав несколько дней, я решила лично прийти в приёмную Татьяны Буцкой. В большом офисе с кабинетом, рабочим пространством и колл-центром находилось два человека.
Общавшаяся со мной девушка не была в курсе о планирующейся поездке, попросила меня показать пост, из которого я о ней узнала, и спустя некоторое время сообщила, что поездка состоялась несколько часов назад.
Несколько больше информации я получила, посетив приемную переизбирающегося единоросса Петра Толстого из Люблинского округа. Как и обычно, изначально я попыталась связаться с ним через социальные сети, указанные в контактах на сайте. Задала самый обычный вопрос — про ближайшие встречи с избирателями. Но, несмотря на то, что кандидат прочитал мое сообщение, ответить на него сам он не смог.
О датах предстоящих встреч с избирателями, в отличие от самого Петра Толстого, знает его помощник. С ним я разговаривала в общественной приемной, расположенной в здании управы в соседнем кабинете с территориальной избирательной комиссией (поразительная близость ветвей власти).
Помощник депутата удивился неотвеченному сообщению и заверил, что обычно Толстой отвечает избирателям. Он рассказал о ближайших встречах, но предупредил, что действующий депутат — человек занятой и часто отменяет мероприятия. Такое, по его словам, произошло, буквально накануне нашего разговора. «Бывает, встречи отменяются за час до начала: люди приходят, а Петра Олеговича нет. Такие вот пироги с котятами», — добавил он.
Как выяснилось, возможность попасть в приемную кандидата — тоже удача. В случае ведущего программы «60 минут» Евгения Попова (Кунцевский избирательный округ), пообщаться не удалось ни с ним самим, ни с его помощниками. На своей странице в Instagram кандидат намекает, что предпочитает лично не общаться с избирателями, указывая в описании профиля контакты волонтерского штаба, куда просит обращаться по всем вопросам.
«Все вопросы» — явное преувеличение. Потому что волонтерский штаб, как выяснилось, занимается «только социальной помощью жителям Западного округа Москвы»
Форма на сайте — история уже знакомая. А в приемную я все же захотела попасть. Но не получилось. По телефону сообщили, что все встречи в приемной — только по записи. Обсудить способы реализации избирательной программы было можно, но свободные места оказались заняты на неделю вперед, то есть до 16 сентября включительно. Поэтому о том, как именно Евгений Попов будет реализовать свою программу, узнаю я только после выборов — когда он уже начнёт это делать.
И напоследок, ещё два кандидата от «Единой России» — Дмитрий Саблин в Новомосковском округе и Евгений Нифантьев в Орехово-Борисовском. Здесь ничего нового: от Дмитрия Саблина ответов ни на почте, ни в личных сообщений я пока не дождалась.
Так же, как и от аккаунта, указанного в контактах на сайте Евгения Нифантьева.
Мы давно привыкли к молчанию в ответ на наши сообщения хоть как-то известным людям. Нас не смущает, что «там, наверху» — это очень далеко. Но мы избиратели, а не фанаты. Если кандидат в депутаты не готов к личной переписке — он не готов представлять вас в Государственной Думе. Если кандидат отменяет встречи с избирателями — то вы никогда не будете для него в приоритете. Если вам приходится слишком долго ждать ответ на ваше обращение — то внимания к вашим интересам вы не дождётесь. Если вам ответили стандартной отпиской — ничего другого вы не получите никогда.
И если, прочитав этот текст, вы ничему не удивились, значит, мы давно привыкли, что представители власти работают хоть и за наш счет, но не для нас.
София Конецкая