Найти тему

Виды мошеничества в 2021 году. Будьте начеку!

В современном мире развиваются технологии, увеличивается объем информации, которой в среднем оперирует человек, и вместе с этим появляются новые способы мошенничества или видоизменяются старые приемы обмана.

Ознакомьтесь с приёмами, описанными ниже, и будьте готовы к ним, чтобы не попасться на крючок мошенников.

Звонок от «оператора»

Мошенники представляются операторами популярных сотовых компаний, их цель — получить паспортные данные жертвы. Если пользователь отказывается предоставить информацию, фейковый оператор угрожает отключением связи. Полученные данные в дальнейшем могут использоваться для получения кредитов. Сценарий новой схемы опасен своей реалистичностью: жертва верит, что может лишиться связи. Мошенники ссылаются на положения, в соответствии с которыми оператору необходимо проверить личность абонента, и начинают уверенно перечислять все те неудобства, с которыми может столкнуться человек, если сейчас же не предоставит информацию — необходимость личной явки в офис, заполнение документов, ограничение услуг связи или даже блокировка sim-карты. Самые вероятные риски для жертвы, данными которой завладели, — на ее имя могут оформить микрокредит или фирму-однодневку.

Фиш-хейт

Схема мошенничества, направленную на пользователей популярных социальных сетей. Мошенник создает закрытый аккаунт в Instagram. По профилю видно, что аккаунт принадлежит девушке. Для привлечения внимания к своей странице мошенник оставляет оскорбительные комментарии к постам пользователей Instagram. Доверчивые пользователи, заинтересовавшись, кто оставляет им подобные комментарии, пытаются выяснить личность недоброжелателя. Жертвы переходят по ссылке из профиля и вводят свои логин и пароль для аутентификации на подставном сайте, напоминающем популярные социальные сети. Таким образом, мошенник, используя методы социальной инженерии, получает контроль над аккаунтами невнимательных пользователей соцсетей. Ссылка, которую оставляет злоумышленник на своей странице, напоминает уникальный ID пользователя соцсетей. А фишинговый контент доступен только при переходе по ссылке из поддельного профиля мошенника в Instagram.

Банкиры-сказочники

Мошенники, которые звонят от лица банковских сотрудников, придумали новую легенду для обмана клиентов кредитных организаций. Злоумышленники говорят, что на рассмотрении банка находится заявление о смене номера для получения пуш- и смс-уведомлений по карте. Таким образом они запугивают клиента для дальнейшего выуживания данных по «пластику» (номер, срок действия, имя держателя, CVV-код). Полученная информация в дальнейшем используется для вывода денег с карты. Опасность заключается в продолжении беседы. Есть риски, что начнется что-то вроде «для отмены заявления назовите свое кодовое слово…». Поэтому вне зависимости от контекста беседы, если не вы звонили, никаких данных называть нельзя. Если очень хочется, то узнать, по какому добавочному можно связаться с сотрудником для решения вопроса и перезвонить самостоятельно. Нельзя принимать возражения вроде «мы работаем только на исходящих звонках».

Лжеполицейские

Они входят в доверие будущей жертве, оставляет свой номер телефона. И когда потерпевшему звонит другой человек и просит поучаствовать в задержании мошенников, он перезванивает уже знакомому лжеполицейскому, который подтверждает, что действительно в настоящее время ведется операция по задержанию группы мошенников. Гражданину, в связи с этим надо перевести деньги на счет вымогателя или передать их человеку, который придет за ними, тем самым проявить гражданскую позицию и оказать содействие правоохранителям в поимке мошенника.

Зеркальные сайта банков

Аферисты создают «двойники» банковских сайтов, которые трудно отличить от официальных ресурсов кредитных организаций. Если человек зайдет на «зеркальный» сайт и введет логин и пароль, то мошенники могут войти на настоящем сайте от имени потерпевшего в его личный кабинет. Кроме того, мошенники получат возможность подключить к счёту пострадавшего услугу «Мобильный банк» на свой номер. В конце августа 2021 года стало известно, что мошенники начали «разыгрывать» от имени банков бесплатную пиццу. На специально созданных сайтах для получения приза они просят ввести номер банковской карты и номер телефона, после чего дважды передать злоумышленникам код из СМС. Эти данные позволяют получить доступ в личный кабинет онлайн-банкинга.

Мошенничество с использованием «зарубежных счетов»

Аферисты от имени регулятора рассылают россиянам письма, в которых сообщается, что в иностранных кредитных организациях на них якобы открыты крупные денежные счета и гражданам необходимо заплатить комиссию. При получении электронных писем о поступлении на ваше имя крупной денежной суммы в иностранном банке или организации, происхождение которой вам неизвестно и/или вызывает сомнения, а также с предложением оплатить комиссию/налог/страховку и т. д., рекомендуется не отвечать на такие сообщения и ни в коем случае не переводить деньги.

Компенсация за лекарства

Мошенники могут от имени Банка России звонить, писать SMS-сообщения и в мессенджерах с предложением получить компенсацию за купленные ранее лекарственные средства, медицинские приборы и т.д.

Объявления о продаже

Преступники публиковали объявления о продаже недвижимости, дорогостоящих автомобилей и т.д. Откликнувшиеся на предложения люди должны были подтвердить аферистам свою платежеспособность — перечислить определенную сумму своим знакомым или родственникам через определенные платежные системы, после чего мошенники просили показать им квитанцию. В результате преступники получали персональные данные граждан, которые использовали при изготовлении фальшивых паспортов.

Чтобы обезопасить себя от мошенников, необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  • Нужно всегда держать в тайне следующие данные: коды из SMS и PUSH-уведомлений, PIN-код карты, контрольные вопросы, данные карты, включая срок действия и трехзначный код. Нельзя также раскрывать персональные данные: отчество, место и год рождения, данные паспорта.
  • Если кто-то позвонил сам, не следует ему доверять, даже если он представился сотрудником банка. Нужно перезвонить в банк в случае подозрительного звонка или сообщения от банка.
  • Не нужно скачивать никакие программы на смартфон по просьбе незнакомцев и тем более предоставлять им доступ к ним.
  • Не нужно носить записанный пин-код рядом с картой. Лучше подключить оповещения об операциях и настроить лимиты на траты.
  • Для быстрой связи с банком нужно заранее сохранить его номера в телефоне.
  • Если карта пропала — нужно сразу же связаться с банком, заблокировать карту, проверить операции и обратиться в банк для выпуска карты.
  • Если украли деньги со счета — нужно связаться с банком и описать ситуацию. После чего — написать заявление в полицию и отправить в банк талон о принятии заявления.
  • Если пропал телефон — нужно связаться с банком для блокировки приложения и удаления данных карты со смартфона. Также нужно немедленно обратиться к сотовому оператору для блокировки сим-карты и проверить последние операции.