Государство уже так лет 8 как сняло ответственность с детей за уборку кабинетов. Давно у нас нет дежурных, которые бы после уроков зашли в вверенный им кабинет, подмели пол, полили цветы, вынесли мусор.
Теперь это детям делать нельзя.
До смешного ( или грустного), когда уборщица не доходила до моего кабинета, уборкой занималась я.
Но доску всегда любили дети мыть. Поэтому от просьбы привести доску в порядок никогда не отказывались.
Но сегодня пришлось и удивиться, и разозлиться.
Как обычно, я попросила мальчика помыть доску. Но, взглянув на нее в начале урока, я поняла, что для работы она непригодна: меловые разводы по всей доске. Писать невозможно.
Обратилась к классу.
— Ребят, чтобы помыть доску, нужно сначала хорошо прополоскать тряпку, а потом уже аккуратно, без круговых движений мыть.
И тут с последней парты голос девушки ( 8 класс):
—Так возьмите и помойте. Наша учительница ( классная) так и делает. И вообще почему мы должны этим заниматься?
Пауза.
Задаю встречный вопрос:
— А почему Я должна это делать?
Её ответ ещё раз подтвердил всю тщетность наших потуг в современном образовании:
—Ну, это же НАДО ВАМ.
Мне нужна доска? Мне, девочка, для того чтобы вести урок, не нужны ни доска, ни тетрадь, ни учебник. Главное, что я есть. Без учителя урок не состоится. Но разве ТЕБЕ, ученице, доска не нужнее?
Государство давно освободило наших детей от любой школьной работы. На всё нужно чуть ли не письменное их согласие.
Например, принести учебники в класс. Как же! Эксплуатация детского труда!
Я помню в 80- 90- годы мы не только убирали свои кабинеты, а как дежурный класс еще мыли и натирали до блеска паркетные полы, и никому в голову не приходило сказать : "Это не наша обязанность".
Еще Л. Н. Толстой в Ясной Поляне приобщал детей к труду, к работе в огороде, в саду.
Каждый родитель дома закрепляет за ребёнком список домашних обязанностей.
Почему же в школе этих обязанностей у детей мы не можем требовать? Почему растут потребители, которые не могут убрать элементарно за собой?
Конечно, таких, как эта девушка, мало. В основном дети готовы помогать учителю. Но единичный случай тоже показатель.
Спасибо за внимание!