Найти в Дзене
Балканист

«Вечность с щепоткой перца»: Греция нетуристическая

Оглавление

Первая ассоциация, которая возникает при слове «Греция», это, пожалуй, залитые солнцем и усыпанные сосновыми иголками пляжи, омываемые Эгейским и Ионическим морями. У кого-то перед внутренним взором предстанет строгий ряд колонн древнего Парфенона. У иных на языке возникнет вкус жирных, сочных маслин и соленой, кисловатой феты, а пальцы начнут отстукивать ритм танца сиртаки. Так или иначе, все это — стереотипные представления о стране, и с современной греческой повседневностью у них столько же общего, сколько у нашей — с медведями и балалайками.

Именно эту мысль российской публике попытались донести организаторы одного из мероприятий, посвященных перекрестному Году истории России и Греции, — первого фестиваля греческого кино в Петербурге. Команда энтузиастов из GREEKKINO решила показать российскому зрителю Грецию изнутри. Что волнует современных греков? С какими проблемами они сталкиваются и что ценят превыше всего? По версии GREEKKINO, ответы можно найти в трех фильмах, которые считаются одними из самых ярких в греческом кинематографе трех последних десятилетий.

Легкие закуски

Между тем начало виртуального погружения в Грецию скорее призвано подпитать стереотипы о стране. На входе встречает девушка в традиционном костюме, в фойе можно продегустировать специалитеты греческой кухни — сыр и сладости, на столах — оливковое масло и традиционные йогурты.

-2

Еще одно развлечение гостей — лотерея: можно выиграть корзину греческих продуктов, месячный запас сыра и сертификат на бесплатное обучение греческому языку. Дуэт музыкантов-инструменталистов Duo Forte исполнил пару композиций с народными мотивами, а встречавшая всех античная красавица оказалась певицей и представила публике лирическую балладу и зажигательную песню на греческом языке.

-3

Открыл кинопоказ генеральный консул Греции в Санкт-Петербурге Спиридон Вулгарис. Он оценил подборку представленных на фестивале фильмов, а также призвал почтить минутой молчания память скончавшегося греческого композитора Микиса Теодоракиса — автора музыки к танцу сиртаки, ставшему национальным достоянием Греции. Как танцевать сиртаки, гостям мероприятия в перерыве показали четыре девушки в красивых костюмах, которые медленными приставными шагами двигались по кругу. На порядок веселее стало, когда к ним присоединились гости.

-4

Сет из трех курсов

Авторы проекта GREEKKINO анонсировали, что представляют на фестивале фильмы, которые позволят зрителю понять, что такое настоящая Греция. Выбранные ими ленты российскому зрителю пожалуй что близки: в них поднимаются темы, многократно отрефлексированные в русской культуре. Первый фильм подборки — «Враг мой» Йоргоса Цемберопулоса (2013 год) — идейно схож с «Преступлением и наказанием» Достоевского, а сюжет его перекликается с картиной «Ворошиловский стрелок».

Владелец цветочной лавки Костас благополучно живет в Афинах с женой и двумя детьми до тех пор, пока в его дом не врываются грабители, которые насилуют его 14-летнюю дочь. Полиция помочь ничем не может, и героя начинает терзать мысль, что насильник остался безнаказанным. На помощь приходит дьявол-искуситель в обличье соседа — изгнанного из армии военного, который также пострадал от воров и развесил на улице камеры. С его помощью удаётся установить личности преступников: некоторые из них — албанские мигранты. Костас решается на месть и убивает обидчика дочери, однако облегчения не испытывает. Ситуация лишь усугубляется: грабители шлют угрозы, и семья вынуждена скрываться в горной деревне. Отомстив, герой лишь испортил жизнь и своей семье, и жене насильника — румынке, которая осталась младенцем на руках. В конце фильма Костас попадает в полицейский участок. Здесь он предстает перед местным Порфирием Петровичем, пытающимся добиться от него признания, одним из грабителей и овдовевшей румынкой, которые заключают с героем немое соглашение: он не выдает преступника, а женщина «не узнает» его. В отличие от Раскольникова, Костас не получает наказания. В последней сцене он сидит, привалившись к столбу, разделяющему магистраль на две части, — словно между добром и злом.

IMDB
IMDB

Следующий фильм — «Вечность и один день» Тео Ангелопулоса — стал обладателем Золотой ветви Каннского кинофестиваля в 1998 году. Ведущие представили режиссера как «греческого Тарковского». Во время сеанса в зале и впрямь слышались перешептывания «Тарковский...».

Этот 2,5-часовой фильм действительно скорее поэзия, а не действо: тягучее полотно, сплетенное из символов, прогулка по воспоминаниям умирающего писателя Александроса, чьим спутником стал мальчик-албанец, которого литератор спас от участи быть проданным. Александрос решает вернуть ребенка на родину, и они отправляются на греко-албанскую границу. Там разворачивается сильная сцена. Граница обнесена железным забором, на котором проступают застывшие силуэты албанцев, пытавшихся перелезть через ограждение. За ним — хтонический белый туман и неизвестность. И без этого жуткую картину дополняет развевающийся над забором огромный ярко-красный флаг с черным орлом. Герои не решаются пересечь границу и уходят прочь. В следующем эпизоде создатели кино добавляют изображению яркости — в знак того, что персонажи приняли верное решение. Можно сказать, что картина символизирует течение человеческой жизни — рождение, смерть, любовь и муки творчества. А сопровождающий писателя мальчик становится его личным Хароном, проводником в мир мертвых. Перед расставанием Александрос даже вручает ему золотую драхму.

-6

После такого погружения в экзистенциальные материи зрителей решили немного взбодрить. Организаторы пригласили выступить историка и автора экскурсий по греческим местам в Петербурге, который рассказал о том, что знаменитый русский художник Архип Куинджи по происхождению грек и что в Петербурге когда-то была Греческая церковь. Ее заказчиком стал промышленник и меценат Дмитрий Бенардаки. В советские годы церковь снесли, а на ее месте построили концертный зал «Октябрьский». Сегодня же об исторических связях наших стран в Петербурге напоминают, прежде всего, Греческий проспект и памятник Иоанну Каподистрии — первому президенту независимой Греции, который до этого был российским министром иностранных дел.

Последним пунктом программы стала «Щепотка перца» Тассоса Булметиса: по словам организаторов фестиваля, — один из любимых фильмов самих греков. Это история взросления, полная как комедийных, так и драматических эпизодов, где центральное место занимает кулинария.

Лента разделена на три части: «Закуски», «Главное блюдо» и «Десерты», повествующие о разных жизненных этапах главного героя. Также в фильме затрагивается тема, сохраняющая актуальность на протяжении последних 50 лет, — отношения с Турцией. На фоне эскалации отношений Анкары и Афин из-за ситуации на Кипре (в 1974 году Турция ввела на остров войска), семью главного героя — тогда еще мальчика — депортируют из Стамбула. Фанис тяжело переживает переезд из-за расставания с дедушкой, решившим остаться в Стамбуле, и девочкой Саиме, к которой он испытывал симпатию. Тем временем семье предстоит интегрироваться в греческое общество, ведь на исторической родине их считают «турками». На онлайн-конференции после фильма режиссер признался, что первые две части ленты автобиографичны.

kinopoisk. ru
kinopoisk. ru

Несладкий десерт

Устроители кинофестиваля подчеркивали, что хотели познакомить петербургских зрителей не с массовым продуктом, который можно увидеть на телеэкране, а с картинами, прошедшими проверку временем. Однако у такого подхода есть и отрицательная сторона. Такой фильм, как «Вечность и один день», требует времени на осмысление, не стоит зажимать его между двумя другими.

Между тем подборка действительно удачная: она дает возможность провести параллели между греческой и русской культурой (что, несомненно, позволяет нам лучше проникнуться первой), а также задуматься о проблемах современной Греции — миграционном кризисе, угроза которого сейчас снова нависла над Европой из-за ситуации в Афганистане, и отношениях с Турцией. Вместе с тем в фильме Тео Ангелопулоса можно увидеть и возвращающегося с митинга демонстранта: в Греции в этом году состоялось бессчетное количество протестов антипрививочников. Так что вся поднятая в картинах проблематика в очередной раз напоминает о цикличности истории.

На обложке кадр из фильма «Вечность и один день» / kinopoisk. ru

Карина Хакимова