Правда ли, что Фредди Меркьюри когда-то играл в театре? Как к нему относились знаменитые актеры и режиссеры? И почему Джим Хенсон, снявший в 1986 году фильм «Лабиринт», предпочел Дэвида Боуи Меркьюри? На все эти вопросы мы и постараемся ответить в данной статье.
В Англии существует целый культур театра. Но могло ли быть иначе на родине великого драматурга Уильяма Шекспира? В школах дети изучают историю кино и театра, а также участвуют в любительских постановках знаменитых и оригинальных пьес. Фредди, как известно, учился в английской школе в Индии, где, вероятно, познакомился с театральным искусством. Вот что по этому поводу пишет автор испанского журнала «A Una Leyenda» (часть сведений он, очевидно, почерпнул из книги Марка Блейка «Is This The Real Life? The Untold Story Of Queen»): «Фредди с детства интересовался классическим искусством и музыкой. Его школьный учитель часто включал на уроках оперу, а также записи знаменитых пьес Шекспира в исполнении Лоренса Оливье и Гертруды Лоуренс. Однажды мистер Дэвис решил поставить пьесу "Лекарство от непосед", стилизованную под пьесы Шекспира. Маленький Фаррух тогда исполнил роль лекаря.
До наших дней дошли воспоминания его школьного товарища Деррика Бранша, который рассказывает: "Я прекрасно помню эту пьесу, где я играл непоседу, а Фредди – лекаря. На сцене он появлялся в строгом костюме и больших очках, в которых смотрелся довольно забавно. Его всегда непослушные волосы на этот раз были уложены в аккуратную прическу. Он отнесся к этой роли невероятно серьезно: на переменах учил текст, расхаживал по классу и заставлял нас репетировать общие сцены с ним. Были и другие пьесы, в которых он играл. Думаю, что Фредди нравилось выступать в театре».
Позже музыканту неоднократно задавали вопрос о работе в кино и театре. «Любить театр – не значит строить свою жизнь вокруг театра», - однажды заявил он. Впрочем, это нисколько не помешало Queen записывать музыку к фильмам. В частности, к фантастической ленте «Флэш Гордон» (1980). Впоследствии режиссер Майк Ходжес упоминал о сотрудничестве с вокалистом группы: «Фредди Меркьюри создал очень мощный образ на сцене. Он действительно был Меркьюри, настоящим королем музыкальной планеты. Он нередко использовал актерские приемы, которые позволяли ему творить на сцене. Тогда он был достаточно самоуверен, но в обычной жизни вел себя тихо».
В 1986 году Queen записали саундтрек к фильму Рассела Малкэхи «Горец» (1986), главную роль в котором исполнил Кристофер Ламберт. Он рассказывает: «Я, конечно, до личной встречи с Фредди и другими ребятами из Queen слышал их музыку. Когда я работал в Лондоне, постоянно слышал их знаменитый сингл "We are the champions". Это было что-то совершенно новое, очень необычное, сильное и впечатляющее. При этом Queen не была моей любимой группой, хотя их музыка всегда казалась мне весьма интересной. И вот, семь лет спустя, я встретился с ними лично и снялся в их клипе.
Это было невероятное время. Вначале Queen должны были записать только один трек, который бы прозвучал в титрах. Для этого их пригласили на частный показ фильма, где их гидом был Рассел Малкэхи. Фредди, как я знаю, очень понравился отснятый материал, поэтому появилась идея записать полноценный саундтрек. В те годы, впрочем, никто бы не подумал, что "Горец" станет культовым фильмом. И это, естественно, распространяется и на музыку. <…>
Мы сняли клип о "Горце", а потом вышел альбом "A Kind of Magic", один из самых успешных в истории группы. Queen также пригласили меня на лондонский концерт на "Уэмбли". Я прилетел на вертолете, поэтому видел эту огромную, многотысячную толпу зрителей. Я тогда подумал: "Вот что значит быть известным и по-настоящему популярным!" Я смотрел концерт из-за кулис, и это было незабываемо! Именно в такие моменты понимаешь разницу между киноактером и рок-звездой. Даже театральные актёры, выступающие перед публикой, никогда не работают с аудиторией, скажем, в 20 000 зрителей!
В истории было много прекрасных певцов, но, чтобы стать великим музыкантом, недостаточно просто хорошо петь. Вы должны делать это от чистого сердца, и именно таким артистом был Фредди Меркьюри. Он был лучшим в своем деле, лучшим вокалистом и шоуменом».
Теплые воспоминания о Queen сохранились и у режиссера Рассела Малкэхи. «Я был на съемочной площадке "Флэша Гордона" в 1980 году, и меня серьезно впечатлила музыка, которую они записали для фильма. Когда я стал режиссером "Горца", я сразу же подумал о Queen, которые, на мой взгляд, идеально подходили для фильма. Я думал, что из-за сильной занятости они споют только один трек, но они хотели, что каждый из них сочинил свою песню. В итоге у них получилось 8 треков, которые были один лучше другого. Это было по-настоящему экстраординарное сотрудничество. Нам очень повезло, что с нами работала такая великая группа, как Queen. Они не были типичной рок-н-ролльной группой, а могли, например, исполнить оперу. Думаю, такое смешение жанров лучше всего подходит к фильмам, где для различных сцен требуется особое настроение песен. Музыка не может быть прямолинейной, так как должна следовать за сюжетом. Поэтому Queen является, как мне кажется, лучшим вариантом для создания музыки к фильмам. Они могут написать то, что лишь подразумевается, что нередко ускользает от внимания зрителей. Они всегда очень тонко чувствовали сюжет и характеры главных героев.
Queen были настоящими перфекционистами, поэтому с ними было комфортно работать. Великие музыканты, творчество которых теперь особенно популярно».
Неожиданными сведениями порадовала читателей книга «Лабиринт: последняя визуальная история», опубликованная в 2016 году. Там, в частности, сообщается, что в 1983 году Джим Хенсон, режиссер фантастического фильма «Лабиринт» (1986), рассматривал кандидатуру Фредди Меркьюри на роль короля гоблинов Джарета. Фредди, как подчеркивает автор книги, был одним из первых претендентов на эту роль, которая в итоге досталась Дэвиду Боуи. Далее цитируются слова Джима Хенсона: «Я понял, кто мне нужен, когда увидел Дэвида на Бродвее. Он был восхитителен, и я очень рад, что он согласился сняться в нашем фильме».
Дэвид Боуи также упоминал о работе над фильмом: «Режиссер Джим Хенсон встретился со мной во время моего американского тура 1983 года. Тогда он в общих чертах рассказал о концепции фильма и показал великолепные рисунки Брайана Фрауда. Все это производило сильное впечатление. Мне всегда хотелось поучаствовать в чем-то подобном, когда кино и музыка становились единым целым. Джим предоставил мне полную свободу. Сценарий был весьма забавным – без какой-либо злобы и тому подобное. "Лабиринт" понравится детям всех возрастов, но, вероятно, сможет привлечь и взрослых».
К сожалению, в книге не указана причина, почему Меркьюри не получил эту роль в фильме. Возможно, он отказался сам, сославшись на постоянную занятость. Кроме Фредди, как говорится в книге, режиссер рассматривал кандидатуры Рода Стюарта, Майкла Джексона и Принса.
Фильм «Лабиринт» с юной Дженнифер Коннелли в главной роли провалился в прокате и заслужил прохладные отзывы критиков, однако впоследствии на его основе были созданы игры, клипы и комиксы.