Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

Николай I. Штрихи к портрету. Prelude

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! Кажется, мы знаем об этом императоре всё... или почти всё. Ненавидимый - с подачи "разбуженного декабристами" Герцена - либеральной интеллигентной Россией. Заклеймённый "Палкиным" советскими историками, раз и навсегда привившими, кажется, доброму десятку поколений соотечественников однозначное мнение об эпохе Николая Павловича как о времени "свинцовой реакции". Бездарный администратор, составивший ближний круг управленцев из людей, сколь исключительно преданных ему, столь и бесталанных. Правитель, обрекший Империю на фактическую европейскую изоляцию и поражение в Крымской кампании. Извечный недоброжелатель Пушкина и - де-факто - виновник его гибели. Постыдная перлюстрация и жесточайшая цензура. Бюрократы и мздоимцы, вышедшие из мундиров прекраснодушных дворян, выбравших гражданскую службу при молодом Александре Павловиче во имя торжества либеральных идей. И это лишь небольшой список "злоде
Оглавление

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

Кажется, мы знаем об этом императоре всё... или почти всё. Ненавидимый - с подачи "разбуженного декабристами" Герцена - либеральной интеллигентной Россией. Заклеймённый "Палкиным" советскими историками, раз и навсегда привившими, кажется, доброму десятку поколений соотечественников однозначное мнение об эпохе Николая Павловича как о времени "свинцовой реакции". Бездарный администратор, составивший ближний круг управленцев из людей, сколь исключительно преданных ему, столь и бесталанных. Правитель, обрекший Империю на фактическую европейскую изоляцию и поражение в Крымской кампании. Извечный недоброжелатель Пушкина и - де-факто - виновник его гибели. Постыдная перлюстрация и жесточайшая цензура. Бюрократы и мздоимцы, вышедшие из мундиров прекраснодушных дворян, выбравших гражданскую службу при молодом Александре Павловиче во имя торжества либеральных идей. И это лишь небольшой список "злодейств" Императора, традиционно ему вменяемых. Диву даёшься - как это в таком удушающем мраке умудрялись творить Брюллов, Батюшков, Пушкин, Вяземский, Жуковский, Карамзин, Гоголь, Лермонтов, Глинка?.. Правда, и тут можно ввернуть ехидные ремарки... дескать:

- Батюшков, Карамзин, Жуковский, Брюллов и Вяземский - по сути "птенцы" совсем другого "гнезда" - александровского, с его победоносными войнами, надеждами на либерализм и даже Конституцию, и вялое попустительство по отношению к тайным обществам. А Батюшков - и вовсе головизною помрачился, да!

- печальные судьбы Пушкина и Лермонтова известны, и не Дантес и Мартынов их застрелили, а "эпоха задушила"

- Гоголь при Николае начал, да при нём и исписался, впав в жесточайшую меланхолию...

Опять не вяжется!

ОТСТУПЛЕНИЕ. Последние годы дед болел, но тщательно скрывал это, и лишь самые близкие были посвящены в его тайну. Впрочем, даже самые тяжкие приступы любого недуга, казалось, не могли бы помешать деду предстать перед людьми таким, каким они привыкли, да и желали его видеть. И Костя, поглядывая на отца, как раз и думал о том, как этот человек, пока он не остался наедине с собой, старается, что бы с ним ни происходило, выглядеть сильным, молодым, почти бессмертным. И тут вспомнился въезд в Вену, и даже он, Костя, уже повидавший и ко всему привыкший, был поражен, созерцая отца во всем блеске мундира, мужественной красоты, величия всей его гигантской фигуры; прямого, надменного, возвышающегося над всеми окружающими его князьями, флигель–адъютантами, камергерами; и он не мог оторвать от него взгляда, и ему казалось, что он видит полубога, и хотелось кричать, ликовать и неистовствовать со всеми вместе. Затем, спустя самое малое время, он, минуя комнаты, отведенные их семье, внезапно увидел отца вновь: тот сидел, сгорбившись, с осунувшимся скорбным лицом, неузнаваемый, наполовину уменьшившийся, как бы упавший с высоты своего величия в пучину отчаяния, и был уже не полубогом, а жалким, страдающим, пожилым человеком. Возле него суетился врач и Костя скользнул мимо, зная, как тщательно отец оберегает свою тайну...

Б.Ш.Окуджава "Путешествие дилетантов"

Неужели у Николая Павловича не найдется ни единой положительной чёрточки, могущей как-то оживить это надменное мраморное лицо, ничего симпатичного, да что там... просто человеческого?!..

"Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза"

Это - Герцен, ожесточённый недруг. "... слабую мысль..." Хм... Да неужто?

А сам, между прочим, у "муравейного брата" Огарёва жену... того-с!
А сам, между прочим, у "муравейного брата" Огарёва жену... того-с!
"... он вечно позирует и потому никогда не бывает естествен, даже когда кажется искренним... Император всегда в своей роли, которую он исполняет как большой актер. Масок у него много, но нет живого лица... От министра и до последнего крестьянина все в России лишены самостоятельной воли, все — послушные и дисциплинированные исполнители приказов свыше, и потому правительство страны, воплощённое в одном человеке, всемогуще

Это - Астольф де Кюстин, жестоко обманувший Императора, решившегося на демонстрацию открытости по отношению к заморскому гостю, и получившего взамен удивительную по недоброжелательности и не всегда справедливой оценке николаевской России книгу.

Дайте ка заступлюсь за Императора... А Ваша, досточтимый маркиз,  сексуальная ориентация слишком хорошо известна, чтобы адекватно воспринимать критику в адрес Российской Империи!
Дайте ка заступлюсь за Императора... А Ваша, досточтимый маркиз, сексуальная ориентация слишком хорошо известна, чтобы адекватно воспринимать критику в адрес Российской Империи!
"Николаю Павловичу, как и бабке, его Екатерине, удалось приобрести неисчислимое количество почитателей и хвалителей, составить вокруг себя ореол... Подкупом и страхом всегда и везде все достигается, все, даже бессмертие. Николая Павловича современники его не “боготворили”, как во время его царствования было принято выражаться, а боялись. Необожание, небоготворение было бы, вероятно, признано государственным преступлением. И постепенно это заказное чувство, необходимая гарантия личной безопасности, вошло в плоть и кровь современников и затем было привито и их детям и внукам"

Это уже - отец "черного барона" Петра Врангеля, Николай Егорович Врангель, оставивший после себя весьма любопытную книгу «Воспоминания: от крепостного права до большевиков».

«Государь, очарованный блестящими отчетами, не имеет верного понятия о настоящем положении России. Став на высоту недосягаемую, он не имеет средств ничего слышать: никакая правда до него достигнуть не смеет, да и не сможет; все пути выражения мысли закрыты, нет ни гласности, ни общественного мнения, ни аппеляции, ни протеста, ни контроля… О народе, который трудится, проливает кровь, носит все тяготы, страдает и, и между тем дышит любовью, самой чистой преданностью и царю и Отечеству, ни у кого и мысли нет. Народ как будто не существует нравственно, известный только по ведомостям казенной палаты»

Это цитата из историка и собирателя стариннных артефактов Михаила Погодина... По-моему, очень актуально и сегодня!

Между прочим, Николай I приобрёл у Погодина огромную коллекцию древних монет, икон, оружия и рукописей за 150 000 рублей серебром! Рукописи переданы были в Публичную библиотеку, церковные древности - в Патриаршую ризницу, а прочее осталось в Эрмитаже... А вот, к слову, нелюбимый всеми реакционер и отъявленный монархист Вигель свою коллекцию в Университет отдал... Совершенно бесплатно!
Между прочим, Николай I приобрёл у Погодина огромную коллекцию древних монет, икон, оружия и рукописей за 150 000 рублей серебром! Рукописи переданы были в Публичную библиотеку, церковные древности - в Патриаршую ризницу, а прочее осталось в Эрмитаже... А вот, к слову, нелюбимый всеми реакционер и отъявленный монархист Вигель свою коллекцию в Университет отдал... Совершенно бесплатно!

Прямо так и тянет процитировать "И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными" - и, кажется, портрет Императора готов! Такой... выполненный исключительно крупными мазками в чёрно-серых, с добавлением гранита, тонах (а каких же ещё?) Вот как, например, на этом кадре из фильма "Поэт и царь" 1927 года - царственный бонвиван, надменный бурбон, самоуверенный солдафон... Что там ещё заканчивается на "н"? Всё - сюда, заслужил!..

- Я старый солдат и не знаю слов любви! Но когда я впервые увидел Вас,... я почувствовал себя утомленным путником, который на склоне жизненного пути узрел на озаренном солнцем поле нежную фиалку!
- Я старый солдат и не знаю слов любви! Но когда я впервые увидел Вас,... я почувствовал себя утомленным путником, который на склоне жизненного пути узрел на озаренном солнцем поле нежную фиалку!

Начатым сегодня циклом статей ни в коем случае не преследую цели реабилитировать Николая Павловича в глазах современников - не до такой уж степени я самонадеян - это во-первых, и кому надо - сами имеют возможность объективно трактовать персону Императора - это два. Но попытаться расцветить заскорузлое и намертво приставшее у нему "чёрно-серое", найти что-то живое и тёплое... это, мне кажется, интересно! В любом случае, начну, помолясь, а там... И, разумеется, буду рад, если мои поиски найдут отклик и поддержку аудитории канала. Недаром же Николай I - самый "киногеничный" государь Российской Империи: YouTube утверждает, что существует как минимум 42 экранных его воплощения, абсолютный рекорд! Столько не набрали ни Петр I, ни Николай II (последний, думаю, "где-то рядом"). Неспроста Николай Павлович он так популярен в отечественном кино: значит, есть в нём что-то, интересующее зрителя - несмотря на тянущийся за ним неподъёмный шлейф различного рода прегрешений и даже клеймо палача!

Самый, пожалуй, популярный в СССР Николай: невысокий (почти на 30 см ниже прототипа), истеричный и артистичный позёр.  Почти полвека "живём" с таким!
Самый, пожалуй, популярный в СССР Николай: невысокий (почти на 30 см ниже прототипа), истеричный и артистичный позёр. Почти полвека "живём" с таким!

А когда в недавнем "Союзе Спасения" (оставим дискуссии о его художественной и исторической ценности) на экране возник высоченный худощавый, немного нескладный почти юноша, мы изумлённо спросили - ой, а кто это?.. Ой, не похож.. Словно лишив Императора права на молодость и эмоциональную, более свойственную монарху, сдержанность.

От такого Николая слышать истеричное "Что было в этой голове, когда вы связали свое имя с такой дрянью?! " по меньшей мере как-то странно...
От такого Николая слышать истеричное "Что было в этой голове, когда вы связали свое имя с такой дрянью?! " по меньшей мере как-то странно...

Впрочем, об этом - после... Надеюсь, будет как минимум занятно, тем более, что завершить цикл я предполагаю небольшим обзором самых необычных и курьёзных "кинониколаев"! До встречи в первой части!

С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

"Русскiй ГеродотЪ" - гид по историческим циклам канала "Русскiй РезонёрЪ"

"Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ - каталогизированный гид по каналу

"Император и сфинкс" - фантастическая миниатюра "в тему"