Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Кажется, мы знаем об этом императоре всё... или почти всё. Ненавидимый - с подачи "разбуженного декабристами" Герцена - либеральной интеллигентной Россией. Заклеймённый "Палкиным" советскими историками, раз и навсегда привившими, кажется, доброму десятку поколений соотечественников однозначное мнение об эпохе Николая Павловича как о времени "свинцовой реакции". Бездарный администратор, составивший ближний круг управленцев из людей, сколь исключительно преданных ему, столь и бесталанных. Правитель, обрекший Империю на фактическую европейскую изоляцию и поражение в Крымской кампании. Извечный недоброжелатель Пушкина и - де-факто - виновник его гибели. Постыдная перлюстрация и жесточайшая цензура. Бюрократы и мздоимцы, вышедшие из мундиров прекраснодушных дворян, выбравших гражданскую службу при молодом Александре Павловиче во имя торжества либеральных идей. И это лишь небольшой список "злодейств" Императора, традиционно ему вменяемых. Диву даёшься - как это в таком удушающем мраке умудрялись творить Брюллов, Батюшков, Пушкин, Вяземский, Жуковский, Карамзин, Гоголь, Лермонтов, Глинка?.. Правда, и тут можно ввернуть ехидные ремарки... дескать:
- Батюшков, Карамзин, Жуковский, Брюллов и Вяземский - по сути "птенцы" совсем другого "гнезда" - александровского, с его победоносными войнами, надеждами на либерализм и даже Конституцию, и вялое попустительство по отношению к тайным обществам. А Батюшков - и вовсе головизною помрачился, да!
- печальные судьбы Пушкина и Лермонтова известны, и не Дантес и Мартынов их застрелили, а "эпоха задушила"
- Гоголь при Николае начал, да при нём и исписался, впав в жесточайшую меланхолию...
Опять не вяжется!
ОТСТУПЛЕНИЕ. Последние годы дед болел, но тщательно скрывал это, и лишь самые близкие были посвящены в его тайну. Впрочем, даже самые тяжкие приступы любого недуга, казалось, не могли бы помешать деду предстать перед людьми таким, каким они привыкли, да и желали его видеть. И Костя, поглядывая на отца, как раз и думал о том, как этот человек, пока он не остался наедине с собой, старается, что бы с ним ни происходило, выглядеть сильным, молодым, почти бессмертным. И тут вспомнился въезд в Вену, и даже он, Костя, уже повидавший и ко всему привыкший, был поражен, созерцая отца во всем блеске мундира, мужественной красоты, величия всей его гигантской фигуры; прямого, надменного, возвышающегося над всеми окружающими его князьями, флигель–адъютантами, камергерами; и он не мог оторвать от него взгляда, и ему казалось, что он видит полубога, и хотелось кричать, ликовать и неистовствовать со всеми вместе. Затем, спустя самое малое время, он, минуя комнаты, отведенные их семье, внезапно увидел отца вновь: тот сидел, сгорбившись, с осунувшимся скорбным лицом, неузнаваемый, наполовину уменьшившийся, как бы упавший с высоты своего величия в пучину отчаяния, и был уже не полубогом, а жалким, страдающим, пожилым человеком. Возле него суетился врач и Костя скользнул мимо, зная, как тщательно отец оберегает свою тайну...
Б.Ш.Окуджава "Путешествие дилетантов"
Неужели у Николая Павловича не найдется ни единой положительной чёрточки, могущей как-то оживить это надменное мраморное лицо, ничего симпатичного, да что там... просто человеческого?!..
"Он был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счет черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза"
Это - Герцен, ожесточённый недруг. "... слабую мысль..." Хм... Да неужто?
"... он вечно позирует и потому никогда не бывает естествен, даже когда кажется искренним... Император всегда в своей роли, которую он исполняет как большой актер. Масок у него много, но нет живого лица... От министра и до последнего крестьянина все в России лишены самостоятельной воли, все — послушные и дисциплинированные исполнители приказов свыше, и потому правительство страны, воплощённое в одном человеке, всемогуще
Это - Астольф де Кюстин, жестоко обманувший Императора, решившегося на демонстрацию открытости по отношению к заморскому гостю, и получившего взамен удивительную по недоброжелательности и не всегда справедливой оценке николаевской России книгу.
"Николаю Павловичу, как и бабке, его Екатерине, удалось приобрести неисчислимое количество почитателей и хвалителей, составить вокруг себя ореол... Подкупом и страхом всегда и везде все достигается, все, даже бессмертие. Николая Павловича современники его не “боготворили”, как во время его царствования было принято выражаться, а боялись. Необожание, небоготворение было бы, вероятно, признано государственным преступлением. И постепенно это заказное чувство, необходимая гарантия личной безопасности, вошло в плоть и кровь современников и затем было привито и их детям и внукам"
Это уже - отец "черного барона" Петра Врангеля, Николай Егорович Врангель, оставивший после себя весьма любопытную книгу «Воспоминания: от крепостного права до большевиков».
«Государь, очарованный блестящими отчетами, не имеет верного понятия о настоящем положении России. Став на высоту недосягаемую, он не имеет средств ничего слышать: никакая правда до него достигнуть не смеет, да и не сможет; все пути выражения мысли закрыты, нет ни гласности, ни общественного мнения, ни аппеляции, ни протеста, ни контроля… О народе, который трудится, проливает кровь, носит все тяготы, страдает и, и между тем дышит любовью, самой чистой преданностью и царю и Отечеству, ни у кого и мысли нет. Народ как будто не существует нравственно, известный только по ведомостям казенной палаты»
Это цитата из историка и собирателя стариннных артефактов Михаила Погодина... По-моему, очень актуально и сегодня!
Прямо так и тянет процитировать "И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными" - и, кажется, портрет Императора готов! Такой... выполненный исключительно крупными мазками в чёрно-серых, с добавлением гранита, тонах (а каких же ещё?) Вот как, например, на этом кадре из фильма "Поэт и царь" 1927 года - царственный бонвиван, надменный бурбон, самоуверенный солдафон... Что там ещё заканчивается на "н"? Всё - сюда, заслужил!..
Начатым сегодня циклом статей ни в коем случае не преследую цели реабилитировать Николая Павловича в глазах современников - не до такой уж степени я самонадеян - это во-первых, и кому надо - сами имеют возможность объективно трактовать персону Императора - это два. Но попытаться расцветить заскорузлое и намертво приставшее у нему "чёрно-серое", найти что-то живое и тёплое... это, мне кажется, интересно! В любом случае, начну, помолясь, а там... И, разумеется, буду рад, если мои поиски найдут отклик и поддержку аудитории канала. Недаром же Николай I - самый "киногеничный" государь Российской Империи: YouTube утверждает, что существует как минимум 42 экранных его воплощения, абсолютный рекорд! Столько не набрали ни Петр I, ни Николай II (последний, думаю, "где-то рядом"). Неспроста Николай Павлович он так популярен в отечественном кино: значит, есть в нём что-то, интересующее зрителя - несмотря на тянущийся за ним неподъёмный шлейф различного рода прегрешений и даже клеймо палача!
А когда в недавнем "Союзе Спасения" (оставим дискуссии о его художественной и исторической ценности) на экране возник высоченный худощавый, немного нескладный почти юноша, мы изумлённо спросили - ой, а кто это?.. Ой, не похож.. Словно лишив Императора права на молодость и эмоциональную, более свойственную монарху, сдержанность.
Впрочем, об этом - после... Надеюсь, будет как минимум занятно, тем более, что завершить цикл я предполагаю небольшим обзором самых необычных и курьёзных "кинониколаев"! До встречи в первой части!
С признательностью за прочтение, не вздумайте болеть и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ
"Русскiй ГеродотЪ" - гид по историческим циклам канала "Русскiй РезонёрЪ"
"Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ - каталогизированный гид по каналу
"Император и сфинкс" - фантастическая миниатюра "в тему"