03.08.21 вторник. Сумасшедший день. С утра все в дымке, но гарью не пахнет. В 7:00 как и договаривались приехал Виктор. Кстати, за все время, пока мы стояли на Енисее, мы не видели и не слышали ни одной моторки, только большие суда проходили мимо. Ветра практически нет, волна вроде не большая, только плохо видно в дымке.
Доехали за полтора часа без проблем. Виктор высадил нас на острове в 100 метрах от «автобусной остановки» - креста. Попрощались с Виктором, договорились, что он проверит есть ли у него рыба чтобы нам продать с собой.
В это время пришел паром, это значит что сейчас будет автобус. Бегом челночим рюкзаки на остановку, автобус ждет. Выгрузили нас у гостиницы.
Идем заселяться. Номер то у нас забронирован на 5 августа. Места есть. Заселяемся, оплачиваю пока одну ночь, вдруг поменяем билеты на завтра. Иду в душ, переодеваемся, перепаковываемся. Выясняем где общий холодильник и с трудом, но запихиваем туда рыбу. На завтрак в столовую (соседний с гостиницей вход) уже не успеваем - завтрак до 9:00. Идем сначала в аэропорт, потом думаем смотреть город. В аэропорту полно народу - перевахтовка. Прорываюсь в комнатку под названием касса. Сидит девушка за компьютером и ее осаждают пассажиры. «Можно поменять билеты с 6 августа на завтра, на 4-е»? Отвечает, что на завтра нельзя, а на сегодня можно… Как на сегодня??? Самолет же по вторникам не летает. Добавили рейс, так как много желающих.
И тут появляется новая сложность: билеты мы купили в Нордстаре, а поменять хотим на Красавиа. Билеты у нас невозвратные. Звоню в Нордстар, батарейка садится. Ничего не слышно, связь плохая, интернет еще хуже. Вова нервничает - хочет улететь, потому что делать в Игарке 3 дня нечего. Уж в Красноярске то мы найдем чем заняться. Самолет через два часа. Суета и беготня. Вова бежит в гостиницу за распечатками с номерами наших билетов, потому что я не могу найти их в телефоне. Девушка кассир дает мне в пользование свой мобильник. Нахожу тихий уголок в аэропорту и дозваниваюсь в Норд стар. И, о чудо! Оказывается, из-за того, что Нордстар передал этот рейс Красавиа, мы можем оформить вынужденный возврат. То есть ну не хотим мы лететь Красавиа, не нравится нам такая смена и имеем право отказаться. Билет можно сдать даже после вылета, торопиться не надо. Заполнить просто форму на сайте и деньги вернутся на карту в течении трех дней. А пока мы можем купить себе новые билеты у Красавиа на сегодня.
Только вот терминал оплаты по карте не работает. Хорошо, что наученные опытом Туруханска, мы взяли много налички. Покупаем новые билеты. Мчимся в гостиницу, выселяемся, выпихиваем рыбу из холодильника и тащим вещи в аэропорт.
Потом оформляем перегруз..приличный надо сказать. Вову еще вызывают в багажный отдел, где в телевизоре не могут понять, что это у нас на дне рюкзака рядом с лодкой??))
Наконец можно выдохнуть, до посадки в самолет кажется минут 20 осталось. Звоню в отделение нашей конторы в Красноярске, сообщаю, что мы вылетаем к ним на три дня раньше. Отзваниваемся в Москву, снимаемся с учета в МЧС и в самолет. Обидно, не увидели музей вечной мерзлоты, не посетили местный храм. А ведь я заочно познакомилась с настоятелем о.Александром. Ну что же, будет повод вернуться в эти места.
Долетели без приключений. В Черемшанке видели группу катамаранщиков, прилетевшую из Светлогорска. Камера хранения там есть, но она вся забита. Грузим все наши вещи в такси и едем заселяться в нашу контору. Приняли как родных. У нас отдельный номер с удобствами и общей кухней. Вове очень удобно курить, все отлично короче. Красноярск кажется очень необычным из-за зеленых и красных холмов со скальными выходами. Понравилась дорога от аэропорта. Живем мы почти в центре, у самой набережной Качи. На холме прямо напротив нас - символ Красноярска, часовня Параскевы Пятницы.
Фух, красота, теперь у нас куча времени в Красноярске, нужно распланировать куда когда едем. В Красноярске жарко, но дымки нет.
Прогулялись по набережной р.Качи. Ее очень красиво отделали. Приятно посидеть с видом на воду. Старые деревянные домики с четырехскатными крышами и резными ставенками, резные ворота.
Вечером пожарили щуку и съели с остатками карпюра. Посмотрели погоду. Решили ехать завтра на Столбы.
04.08.21 среда. Выходим в 8:30. От остановки Главпочтамт на 50 автобусе доехали до остановки Турбаза. Потом нужно пройти немного вперед и налево начинается дорога на кордон Лалетино, к центральному входу в заповедник Красноярские Столбы.
Еще в Москве я залила в навигатор маршрут, правда, только синий. Скачала приложение Столбы. А еще заказала и получила по почте туристическую карту Красноярска и Заповедника Столбы, где обозначены все цветные маршруты и скалы. Эта карта нам очень помогла. Я думала, что за целый день мы сможем осилить только один маршрут примерно 16 км - от остановки через центральный вход и кордон Лалетино к самым известным столбам (Дед, Бабка с Внучкой, Перья) и обратно. Но мы осилили гораздо больше!
Параллельно дороге идет оборудованная экотропа с деревянным настилом, мостиками. Петляет вдоль ручья, пересекает его.. Нас обогнала пара с егерем, они пошли по тропе. А мы решили идти по дороге, чтоб сэкономить силы при подъеме. А подъем там не хилый. На встречу попадается много бегунов. Они совершают утреннюю пробежку до Перевала и обратно. Иногда кто то идет в попутном направлении, но народу не много.
Кстати, на входе в заповедник и у самых известных столбов почему от висят стенды, запрещающие летать на квадрике. Ну если очень хочется, можно найти места, где этих стендов нет..
Кроме того, висят таблички, предупреждающие о клещах. А после событий в Ергаках в этом году везде повесили щиты «осторожно медведи».
Дорога очень красивая, в просветах между деревьев видны первые столбы. Очень много птиц и почти ручных бурундуков, для которых вдоль дороги висят кормушки.
Прошли часовню во имя Иннокентия, митрополита Московского в честь погибших альпинистов.
На второй поперечной выпили сбитня с местными же сухариками. Тут же есть детские площадки, площадки для отдыха. Вообще все хорошо оборудовано.
По крутому подъему «Пыхтун» дошли до «Перевала». Тут уже выгрузился автобус с туристами, который объехал подъем по дороге. На Перевале отличная спортивная площадка, визит центр, сувениры. Есть связь, можно зарядить телефон. Передохнули на Перевале и начинаем штурм длиннющей лестницы к Центральным столбам.
Впечатляет. Очень красиво. Ясно, зачем сюда стоит лезть:). Больше всего понравился Дед и Первый Столб. Второй тоже классный.
Маршрут хорошо маркирован. Мы идем по синему.
А вот знаменитые Перья мы не оценили, так как смотрели на них не с той стороны, как выяснилось потом. Вова слазил наверх снять панораму.
После Перьев мы вернулись к Первому столбу другой дорогой и решили пройти по сиреневому маршруту. Надо сказать, что где-то мы видели объявления, что в связи с падением сухостоя большинство маршрутов закрыты. Но никто же их не охраняет:)
Сиреневый маршрут идет до Манской стенки и Манской бабы через Ферму. Он уже не оборудован, как самый известный - синий. Тропинки без настилов, заросли травой, есть подболоченные места. Отошли от хоженых троп и устроили перекус с изучением карты.
Изучение карты показало, что до Манской Бабы далеко и выходить придется назад, можем не успеть до темноты. Решили через Ферму выйти на желтый маршрут и по нему дойти до канатной дороги и спуститься по ней.
Ферма симпатичная, тут мало кто ходит. Тихо, много черники. Вышли к Четвертому столбу, потом к Третьему столбу и на желтый маршрут. В Овраге поели малины.
Снова набрали высоту и с обзорной площадки посмотрели на другой край долины, откуда мы пришли. Мощно. Ничего себе мы протопали.
Потом были еще скалы поменьше. Первенец, Водопой (очень надеялись, что там будет ручей, но ручья не оказалось), Монах, Грешник, Пятак. Запомнилась Столбовая Видовка. Тут у парня с девушкой был романтический перекус с видом на закат. И мы залезли и полетали на коптере. Ребята, куда вам выслать ваши фотографии?
Вот с чем тут проблема, так это с водой. Мы то вначале думали, что будем возвращаться через Лалетино вдоль ручья и наберем там воды. Взяли с собой только полтора литра. К концу дня вода почти закончилась, а набрать негде.. Едим ягоды. На выходе нашли еще куст красной смородины.
Дошли до смотровой площадки, которая смотрит вглубь заповедника. Тут продают сувениры, но воды нет. Только у канатной дороги была недешевая кафешка, купили наконец попить. Билеты на канатку продаются в ней же. Вышли с маршрута, обернулись и прочли на стенде, что он закрыт...
В результате, мы прошли за день километров с набором высоты метров. Посетили все значимые Центральные столбы. Ну и угулялись же мы.
Спуск длится 10 минут, прикольно. Очень красивый вид на город и как раз именно в это время, на закате. Спустились вниз в Бобровый Лог. Ка же мы, оказывается устали. Появилась связь. Нас потеряли, ведь ушли мы из дома рано утром, а уже темнеет.
Фанпарк Бобровый Лог это развлекательный центр со всякими аттракционами летом (типа скоростного спуска на тросе) и горнолыжный комплекс зимой. Сюда ходит только один 37 автобус. Надо было подождать, но мы поперлись до шоссе, где ходит наш 50-й автобус до дома. Зато по дороге прошли остановку, которая называлась «родник». Действительно, рядом обнаружился родничок, набрали еще воды.
Вернулись в город. Поужинали в «Нетипичной пельменной». просп. Мира, 109. Тут играет катушечный магнитофон. Место нормальное. Мне принесли черные пельмени с щукой, а Вова заказал сибирские.
Приползли домой в десятом часу, в душ и спать. Завтра с новыми силами на ГЭС.
05.08.21 четверг. Вышли опять с утра по раньше. Сегодня мы не взяли коптер, так как думали, что над ГЭС нам наверняка не дадут летать. Вот это было ошибкой. Коптер в Дивногорск обязательно нужен. Летать там очень удобно и можно снять красивое видео. От остановки Главпочтамт доехали до Предмостовой площади (автобусы 9, 65). Перешли площадь к автовокзалу. Тут останавливается 106 маршрутка (пазик) в Дивногорск. Ходит раз в 15-20 минут. Билет стоит 83 рубля. Ходят таксисты, зазывают людей за стольник с человека. Мы дождались автобуса.
Дорога очень красива, вьется по холмам, петляет по лесу. Проехали симпатичный поселок Овсянка, Усть Ману, переехали реку Мана.
Иногда между деревьев мелькает Енисей и его высоченный левый берег со скальными выходами.
Въехали в Дивногорск. Тут мы немного не сориентировались и вовремя не вышли, автобус сделал круг и отдалился от нужного нам направления - на ГЭС. Но мы не спешим. То есть мы в тот момент думали, что быстренько сходим на ГЭС, потом в Дендрарий и Скит в Дивногорске и еще будем думать, чем себя занять до электрички. Обратно решили ехать на электричке - она идет по самому берегу Енисея, да и ехать на ней комфортнее. Электричек всего несколько в день, и мы думали возвращаться на 16:20. Мы еще не знали, что нам предстоит.
Двигаемся по навигатору в сторону ГЭС. Оказалось, не так уж и близко. Ноги болят после вчерашнего, но кто сказал, что отдых - это легко?
Прошли форелевое хозяйство. В Енисее отгородили кусок и выращивают рыбу. Тут же и продают. Цены кусаются. Я купила на 500 р. четырех копченых хариусов. Вова ругался, мы ж их только что бесплатно кушали сколько хотели:) А я теперь жалею, что не взяла больше.
Наконец дошли до моста, с которого открывается вид на ГЭС. И надо сказать, что лучший вид именно с него. Еще можно спуститься возле большого деревянного креста вдоль забора на берег и подойти по камням поближе. А вот на обзорную площадку возле судоподъемника, пешком точно не стоит ходить, только если на машине.
На другом берегу народ ловит рыбу. Моторки катают народ смотреть на ГЭС максимально близко. В Енисее очень сильное течение, прямо голова кружится смотреть. Интересно, за сколько бы мы долетели на байдарке до Красноярска.
С ГЭС нам не повезло - вода едва сочится. Вот в июне тут был большой сброс воды, тогда, наверное, круто было. Судоподъемник вещь интересная, но нам сказали, что он давно не работает. Хотя потом мы видели, что там ведутся какие-то ремонтные работы.
Судоподъёмник Красноярского гидроузла — единственный в России судоподъёмник, сооружённый в 1976 году (официально пущен в эксплуатацию в 1982 году[1]) на Красноярской ГЭС на реке Енисей вблизи города Дивногорска Красноярского края. Судоподъёмник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, собственно подъёмника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление. Движение осуществляется посредством электротяги.
Для погрузки судна в подъёмник платформа опускается ниже уровня воды, судно заходит в подъёмник, после чего платформа начинает движение вверх по эстакаде; судно транспортируется «на плаву». В верхней точке платформа вместе с судном заезжает на поворотный круг, который перемещает её на другую колею, по которой платформа опускается в верхний бьеф ниже уровня воды, после чего судно может покинуть подъёмник. (википедия)
Перешли мост, посмотрели оттуда. Перекусили и обнаружили в навигаторе смотровую площадку в паре километров по прямой. Где-то должен быть отворот с шоссе. Рядом будка охраны, спросили у охранника. Он сказал, что по шоссе будет 5 км, а через лес – два. Но нужно подняться в гору…
В общем за будкой слева есть неприметная тропинка, почти вертикально поднимающаяся в гору. Влезли по ней почти на четвереньках и потопали по лесу.
По дороге нашли землянику размером с клубнику и малинник с кучей ягод, в нем мы немного подзастряли.
Потом вышли на ЛЭП и решили срезать через поле. Поле оказалось свалкой, вернулись назад и пошли по дороге.
Потом еще немного по проселку. И наконец, мы у цели. Тут близко виден судоподъемник. На нем рабочие что-то варят. А сама ГЭС видна так себе.
Попробовали пробраться обратно вдоль берега, огороженного колючей проволокой, но уперлись в скальный прижим. Скала сыпется. Пролезли пару метров вверх и отказались от этой затеи. Перекусили и пошли назад тем же путем.
А ведь сегодня у нас был запланирован день без особой ходьбы после вчерашнего лазанья по горам и перед завтрашним осмотром города.
Ну ничего, дотопали обратно почти до города. По конец не выдержали и вызвали такси до набережной. А набережная Дивногорская просто шикарна. Все отлично обустроено. Скамеечки, качели, цветники, кафешки, детские площадки. А напротив собственно горы (почему Дивногорск). Выпили кофе, посидели с видом на эту красоту. Над нами пролетел коптер. Вот где надо летать то было! Сидишь с кофе на барном стуле перед стойкой - набережной и летаешь, рассматриваешь и снимаешь скалы напротив. Можно было и до ГЭС долететь.
Жарко, но никто не купается. Наверное потому, что очень сильное течение.
В Дендрарий и Скит мы таки не попали. Еле успели на электричку в 17:44.
Потом была красивая дорога вдоль Енисея. Ж\д вокзал и привокзальная площадь. Поужинали в блинной №1 на Ленина 112. Очень сытно и вкусно. Милая девушка дала мне зарядку для телефона.
Но почему в Красноярске так жарко?! Только после 20:00 становится прохладнее. Опять приползли домой в девять. Завтра смотрим город. Ох, нелегкое это дело- отпуск:).
06.08.21 пятница. Маршрут по Красноярску я залила в навигатор еще в Москве. Кроме того, у нас была бумажная туристическая карта. Первым делом покровский собор.
Памятник архитектуры XVIII века, старейшее из сохранившихся каменных зданий Красноярска. Памятник архитектуры енисейской школы сибирского барокко. Кафедральный собор Красноярской епархии
Храм очень красивый и намоленный.
Потом прошли по ул.Ленина, Карла Маркса, Благовещенский монастырь, Триумфальная арка и вышли на набережную.
Опробовали местный городской велопрокат. Велосипеды тут не вставляются в стойки, как у нас в Москве, а просто ставятся в зоне парковки на подножку и закрываются на собственный замок, как наши самокаты. Самокаты, кстати, тоже есть. Но я на самокате не могу из-за ноги, а велики совсем простенькие, без скоростей. Ездить можно только по центру. Я потом, уже припарковавшись, прочла у себя смски: «мы все видим, вы выехали из зоны проката» «вы вернулись в зону проката». Но никаких штрафных санкций не было.
Спустились на набережную. Тут симпатичный памятник Белая Лошадь. Установлена композиция в честь русских первопроходцев в Сибири на "Стрелке" на берегу Енисея. Памятник представляет точную копию лошади среднерусской породы в натуральную величину. Высота около 1.5 метра, вес - 430 килограммов.
Изготовили лошадь, соблюдая особую старинную технологию, из кованого железа. Каждый элемент ковался отдельно, затем сваривался с другими. Чтобы не нарушить правильность и точность форм, организаторы проекта консультировались у ветеринара.( https://www.kraskompas.ru)
Странные знаки встречаются..
Потом осмотрели Пароход-музей «Св. Николай». Мне было особенно интересно после того, как мы сами плыли по Енисею на теплоходе. Это значит Ленин плыл вторым классом, а бедные рабочие третьим??). Здесь можно гудеть в гудок и звонить в склянку. Женщина кассир с удовольствием рассказывает о теплоходе и отвечает на вопросы. В том числе, она сказала, чтобы в одном из залов мы обязательно нашли дверь в трюм и спустились туда, а то многие ее не замечают. В результате, мы попытались вломиться в закрытую часть экспозиции, сработала сигнализация, прибежала женщина - охранник, но только ласково пожурила.
Уникальный памятник истории и техники. Корпус построен в 1886 году в Тюмени. Принадлежал известному сибирскому промышленнику А.М. Сибирякову. Пароход имел мощность в 140 лошадиных сил. Принимал на борт 150-200 пассажиров. Именно на нём 1 июля 1891 г., возвращаясь из путешествия на Восток, совершил краткую поездку Цесаревич Николай Александрович Романов, будущий последний император России Николай II. 30 апреля 1897 г. В.И. Ленин и его соратники Г.М. Кржижановский, В.В. Старков отправились на этом пароходе в г. Минусинск, следуя к месту ссылки. (https://www.kkkm.ru)
Потом прогулялись до Речного вокзала. Хотели прокатиться куда-нибудь на теплоходике, например рейсовом. Но утренние все уже ушли. Есть туристические, но вечером и с музыкой\экскурсией, а Вова это очень не любит.
Взяли велосипеды и проехали всю набережную туда и обратно.
Потом мимо оригинального здания краеведческого музея, которое построено в начале 20-го века по проекту Леонида Александровича Чернышёва в виде египетского храма, мимо здания администрации с башней Биг Бена, отправились в столовую «Съем Слона» (Карла Маркса 95). Достаточно вкусно, разнообразно, в том числе и постные блюда. Не дорого.
После обеда посмотрели музей Астафьва в резном красивом домике и дом, где жили братья Абалаковы - Ленина 74. Памятник заслуженному мастеру спорта, выдающемуся советскому альпинисту Евгению Абалакову очень скромный, мы его еле нашли среди листвы. Много красивых деревянных домиков с узорными наличниками и ставенками.
Затем отправились в Центральный парк. Тут до 16:00 работает детская железная дорога. Все по взрослому – мини-поезда, станции, светофоры, переезды, стрелки и тп. В здании вокзала занимаются юные железнодорожники. Все одеты в форму ржд. Дорога огибает весь парк. https://company.rzd.ru/ru/9349/page/105554?id=1474#enttab-main
Но вот незадача, в связи с короновирусом. Дети то занимаются, но пассажиров не катают. Пришлось довольствоваться фотографированием.