Найти в Дзене
Кирилл Коробов

Видеоигры — высшая форма искусства

И самый большой потенциал, как мне кажется, у гибридных форм самовыражения. Когда вы смотрите кино — происходит очень много вещей одновременно, которые вы даже не замечаете. Во-первых, почти у каждого фильма есть своя смысловая нагрузка. У по-настоящему талантливых фильмов, как правило, минимум два смысловых слоя. Первый слой, который практически всем очевиден во время просмотра, и более глубокие слои. Я также считаю, что второй и третий смысловые слои возникает не как результат работы сознания — это более глубокие процессы, и тут скорее идёт работа души, нашего бессознательного. Наша сознательная часть, то, что называет умом, как мне кажется, просто на такое не способна. Я не думаю, что на нашу сознательную часть выделяется достаточного для этого количества «процессорного времени». Я считаю, что когда талантливый художник творит — даже сам того не желая, он создает многогранные и многослойные произведения. О чём пишут авторы самой лучшей, самой качественной фантастики? Уж точно не о

И самый большой потенциал, как мне кажется, у гибридных форм самовыражения. Когда вы смотрите кино — происходит очень много вещей одновременно, которые вы даже не замечаете.

Во-первых, почти у каждого фильма есть своя смысловая нагрузка. У по-настоящему талантливых фильмов, как правило, минимум два смысловых слоя. Первый слой, который практически всем очевиден во время просмотра, и более глубокие слои. Я также считаю, что второй и третий смысловые слои возникает не как результат работы сознания — это более глубокие процессы, и тут скорее идёт работа души, нашего бессознательного. Наша сознательная часть, то, что называет умом, как мне кажется, просто на такое не способна. Я не думаю, что на нашу сознательную часть выделяется достаточного для этого количества «процессорного времени».

Я считаю, что когда талантливый художник творит — даже сам того не желая, он создает многогранные и многослойные произведения. О чём пишут авторы самой лучшей, самой качественной фантастики? Уж точно не о бластерах и не о космических кораблях. Это лишь первый слой, всего лишь фон. Настоящая фантастика гораздо глубже, чем пересказ встречи с другой расой. Если какой-нибудь автор напишет об инопланетянах, то только для того, чтобы по-новому, с иной точки зрения взглянуть НА НАС САМИХ. Вот честно, не понимаю, как это происходит. Как это, блин, так, получается… Когда и читать про «пиу-пиу» и приключения интересно, но вместе с тем ТАКИЕ ИДЕИ, ТАКИЕ МЫСЛИ сквозят в каждой строчке, между этих «пиу-пиу» из бластеров. Да как так-то?!

В качестве отличного примера многослойного произведения я бы привёл один из моих любимых фильмов «Револьвер», Гая Ричи. Пересматривал, наверное, раз пять, и каждый раз находил для себя что-то новое.

Во-вторых, помимо смыслов в фильме есть визуальная составляющая. У операторов есть огромный арсенал трюков, про которые можно рассказывать часами. Все эти трюки очень мощно воздействуют на нашу психику и восприятие. Благодаря операторской работе, когда камера взлетает над зелёными просторами, мы можем чувствовать себя возвышенно. Есть способы вызвать у нас чувство подавленности, или эффект клаустрофобии. Снимаешь человека снизу вверх и вот он уже находится для тебя в роли родителя, со всеми вытекающими…

Другой канал восприятия — звуки и музыка, многократно усиливающие и подчёркивающие то, что происходит на экране. Вот мы и подобрались к самой сути: В точке пересечения кривых великолепного саундтрэка, отличного визуального и смыслового ряда, игры актёров, которые вкладывают в картину всю свою душу, мы получаем синергию. В двух словах, синергия — это когда два плюс два не четыре, а восемь, или даже десять. Такие моменты в фильмах я могу смотреть много раз. В комментариях, надеюсь кто-нибудь напишет и про что-нибудь своё. Лично мне первое что пришло в голову, это одна из лучших сцен, созданных за последние несколько лет — момент получения сообщений с Земли из фильма «Интерстеллар».

Если вам интересен эффект синергии в искусстве, я бы порекомендовал послушать крайне интересный подкаст Михаила Казиника «Чюрленис. Стравинский. Бах. Пастернак». Во вконтакте есть эта аудиозапись. Он на примерах показывал эффект Синергии, читая Пастернака под музыку гениального Баха.

Именно за эффект синергии я так сильно люблю слушать аудиокниги. Но в них, помимо смысловой нагрузки и подходяще подобранной музыки, есть ещё и увлекающий в иные миры, обладающий гипнотическим эффектом голос чтеца.

Вернёмся к играм. Игры имеют все те же каналы воздействия, которые есть у фильмов. Но помимо этого в играх добавляется новое измерение — интерактивность, участие игрока. А когда мы можем воздействовать на мир игры — чем он по сути отличается от мира реального? Фактически это пиксели, код. Но и на кредитке у вас всего лишь пиксели. Заполненные нулями и единицами ячейки в оперативной памяти. И все же как мы от этих проклятых пикселей зависим!

Хорошие игры за счёт возможности диалога ещё больше погружают нас в другие миры. Настолько, что происходящее воспринимается почти как реальность. Хорошая игра ломает тонкую ткань границы между двух миров, и вот ваше сознание уже там. Не важно, что ваши руки нажимают на кнопку мышки и клавиши, а глаза прикованы к монитору. Не важно, что графика не реалистична. Мышка, монитор, картинка это всего лишь интерфейсы воздействия и подключения. Для погружения сознания человека в иное измерение игра вообще может не иметь графики, или быть весьма условной. В восьмидесятые на ПК были ТЕКСТОВЫЕ квесты, где вообще не было картинок, но люди в этих текстовых играх ЖИЛИ.