Промозглым весенним днем по улицам Тагила усталой походкой шла женщина, одетая в залосненный старый ватник и в поношенную суконную юбку. Стоптанные парусиновые туфли скользили по утоптанному снегу, но она не замечала холода, шла и внимательно всматривалась в вывески на зданиях.
Прохожие с удивлением разглядывали ее, хотя в эти послевоенные годы многие одевались очень скромно, но на женщине одежда была просо нищенской. Вот наконец и нужный дом, странная женщина нерешительно вошла в здание. В холле она встретила дежурную и попросила разрешения войти в класс в котором есть пианино.
И снова зазвучала позабытая музыка
Сев за инструмент, она не сразу решилась притронуться к клавишам, пальцы потрагивали, а к горлу подкатил ком. Женщина боялась клавиш, боялась что пальцы, огрубевшие от тяжелого труда не смогут выдавить и звука. Ведь уже целую вечность она не видела это бело-черное полотно. Долгих мучительных пятнадцать лет ей было позволено видеть клавиши только в своем воображении.
Сильный трепет охватил ее, волнение нахлынуло огромной волной, отдаваясь в висках нестерпимым стуком. Изможденная женщина, усилием воли извлекла первые звуки - долгие, сильные, тревожные и трепетные. Надо попробовать, надо пересилить свой страх и играть - стучало в голове: - "Неужели все забыто, возможно, я еще что-то помню".
Вера Лотар-Шевченко
Более двухсот классических произведений, бессмертных творений выдающихся композиторов мира, хранились в ее памяти и целую вечность она проигрывала их пальцами по деревянным клавишам.
Дрожащими пальцами Вера вновь прикоснулась к клавишам, в маленьком классе зазвучала соната Шопена. На смену им пришли мощные аккорды торжественной и печальной увертюры Бетховена. Пианистка играла вдохновенно и ничего вокруг не замечая. Музыка увела ее уже в позабытое далекое прошлое.
Звуки музыки смолкли и за спиной Веры раздались аплодисменты. Преподаватели и учащиеся школы толпились у двери и первый на воле импровизированный концерт пианистки состоялся!
Прерванный полет счастливой жизни
Весенним днём 1901 года в прекрасном городе Турине появился на свет Вера Лотар. Еще будучи школьницей девочка вместе с отцом, побывала в экспедициях во многих азиатских странах, в Африке и в Австралии. Мать Веры занималась музыкой и была замечательной пианисткой.
У Веры еще в раннем возрасте проявились незаурядные способности к музыке. Еще в детстве она начала давать свои первые концерты. От талантливой игры юной пианистки приходил в восторг сам Ромен Роллан. Вера закончила консерватории в Париже и Вене и получила блестящее музыкальное образование.
Одна любовь, одна судьба
Встреча с инженером Владимиром Шевченко, работником советского торгпредства в Париже стала судьбоносной для Веры Лотар. И через несколько лет Вере Августовне пришлось переехать вместе с мужем в Ленинград. Вряд ли тогда красавица итальянка могла представить какие жестокие испытания принесет ей этот переезд.
А на дворе стоял 1939-й. Репрессионная машина работала на полную мощность и чтобы попасть под ее жернова, достаточно было одного доноса. И повод для ареста бывшего русского иммигранта вскоре нашелся. Работа и проживание во Франции оказались достаточным поводом, и Владимир был арестован как "враг народа".
Жену, не отрекшуюся от мужа, арестовали и отправили отбывать пятнадцатилетний срок в трудовой исправительный лагерь на севере Свердловской области. В лагере она узнала о смерти мужа и его детей от первого брака, которые были убиты во время бомбежки и смерти своего сына. Как смогла она пережить эту огромную утрату?
Многие из заключенных жалели и как могли, старались облегчить ее участь. Работа на кухне требовала огромных физических сил, которые из года в год таяли от холода и недоедания. Товарищи смастерили на досочке импровизированные клавиши и Вера ночью, когда барак погружался в тишину, мысленно проигрывала свой огромный репертуар.
Новая жизнь
Вере Августовне въезд в большие города и столицу был запрещен. Без родных, друзей, без денег да еще и плохо говорящей на русском языке с лагерной справкой об освобождении ей нелегко было устроиться на работу. Директор устроила ее на пол ставки в качестве иллюстратора. Так в Тагиле в музыкальной школе стала работать выдающаяся в прошлом французская пианистка Вера Августовна Лотар-Шевченко. Женщина сумевшая вынести все трудности лагерного ада вновь могла жить и творить.
По совету одного нового знакомого Вера Августовна обратилась в драматический театр. Своей игрой она покорила директора и была принята на должность концертмейстера. Более того, ей выделили маленькую комнатку в квартире, где проживала семья артиста.
Через несколько лет в газетах появились очерки и статьи о трагической судьбе французской пианистки, некогда покорявшей залы Европы и Америки. Представитель французского посольства, предложил Вере Августовне вернуться во Францию. Но она не хотела покидать страну, где ей пришлось пройти такой тяжелый путь и где приобрела друзей, и благодарных слушателей.
В составе труппу Новосибирской филармонии Вера Августовна много гастролировала по всей стране, часто выступала на московских сценах. И самым счастливым моментом в жизни для нее стал день когда она встретилась с сыном Владимира Шевченко, которого считала погибшим. Денису удалось выжить на фронте, а вернувшись домой стал выдающимся скрипичным мастером. Вера Августовна снова обрела семью и дети сына скрашивали ее жизнь.
Прошли годы и афиши с ее именем появились во всех крупных городах, в Москве и Ленинграде. Сотни тысяч советских людей смогли оценить по истину божественную игру выдающийся пианистки.