Найти тему
ЛИЧНОСТИ ОБЩАЮТСЯ

Дорого и даром

Оглавление

Обоснование отказа высокой ценой – одно из самых распространённых. Но и отсутствие какой-либо платы так же может отпугивать. Сегодня разберёмся в этих крайностях и тем, что за ними стоит.

Всё дело в том, что финансовая сторона – не единственный критерий. На одной чаше весов нашего выбора находится наши опасения, на другой – потребности конкретной личности. А запрашиваемая цена – лишь один из факторов.

Сравним удерживающие мотивы в наших двух случаях.

Дорого

Казалось бы, всё просто. Нет требуемой суммы. Но ведь деньги можно занять или скопить, если дело того стоит.

В понятие «дорого» вмещается наша оценка товара (услуги):

  • нам лично это неинтересно;
  • явно завышенная цена;
  • неактуальное в списке покупок на сегодня.

К этому необходимо добавить и социально-психологическую самооценку:

  • страх лишних затрат;
  • не соответствует собственному стилю;
  • боязнь быть обманутым;
  • потакание привычкам и лени (сомнение реального использования).

Если бы дело было сугубо в деньгах – мы бы их нашли. Но вот выйти из привычной зоны комфорта гораздо труднее.

«Встряхнись! Спортом займись! Съезди куда-нибудь!»
«Не могу. Дорого!»

Даром

Уж в этом случае экономических преград никаких. Волонтёрская или рекламная акция – подходи и пользуйся. Однако после первых «ух ты!» снова видим отказы. На этот раз – только по социально-психологическим мотивам. Приведу наиболее типичные.

  1. Лень. Парадокс, но оплата стимулирует на использование. А дармовщинка обозначает отсутствие потерь. То, что легко пришло, легко и терять.
  2. Угроза привычкам. Новый предмет (продукт, услуга) нарушают устоявшийся жизненный сценарий. А любые перемены требуют дополнительных усилий. Не каждый к этому готов.
  3. Имидж. Навязываемый стереотип: преуспевающий человек обязан много тратить. Потому некоторые считают несолидным приобретать что-то дёшево, а тем более – даром. За этим стоит подсознательная боязнь показаться «недостаточно богатым».
  4. Подозрительность. В этом случае человек путает бесплатную возможность с серьёзной покупкой. Укоренившаяся боязнь продешевить выливается в недоверие к случаю обойтись без затрат. «Раз даром – значит брак или подвох какой-то».

Раз отказ невозможно списать на финансы, приходится искать другие поводы для оправдания:

  • неотложные дела;
  • плохое самочувствие;
  • другие планы.

Однако всё это – только повод.

Совет

Любой отказ – это отсутствия желания. Одно дело – несовпадение предложения и ваших интересов. Но если отсутствует сам интерес к новому и лучшему – полезно присмотреться. По крайней мере, отделить поводы отказа от наших потребностей. Не теснят ли нашу активность лень и страхи? Что с этим делать - решать вам!