Доброго времени суток. Скорее всего, если Вы обратили внимание на заголовок, то Вас интересует либо Китай, либо бизнес с Китаем. И я Вас сразу разочарую: здесь не будет воодушевляющей статьи о том, как я стала успешной бизнес-вумэн в Китае. Потому что ею я пока не стала, но может быть моя статья об открытии компании поможет кому-то из Вас в этом разобраться. Потому что открытие бизнеса за границей и, собственно, переезд зарубеж, сейчас довольно актуальная тематика.
Почему я решила открыть компанию?
На самом деле это не я решила. Решил мой бывший муж. Он китаец и таким способом он хотел помочь мне с визой (и не только мне - имея компанию я бы могла оформить к себе на работу других иностранцев). Виза была не единственной причиной, еще он просто мечтал сделать успешную торговую компанию, но правда, у него это не вышло.
Открытие компании на иностранное имя.
Вот здесь начинаются сложности.
1. Имя необходимо переводить на китайский язык как в паспорте вашей страны (у меня российский паспорт). И переводить надо с фамилией, именем и отчеством. А на китайском языке это будет огромное количество иероглифов, которые будут созвучны с вашим настоящим именем. При оформлении других документов китайцы будут вечно в недоумении - на документах компании одно имя, а в паспорте у Вас вообще другое (а в заграничном российском паспорте еще и отчества нет).
2. Печать Компании с вашим именем. Печать не особо предназначена для таких длинных имен, поэтому это тоже вызывает трудности.
В целом, это не те проблемы о которых стоит переживать, просто это ужасно утомляет (по 20 раз объяснять и показывать документы, сверять их).
Что нужно сделать для открытия компании?
Самое главное - придумайте название!
Название должно быть проверено в 工商局 (торгово-промышленное управление) на повторяющееся. И если там все будет утверждено, то Вы получите вот такой документ “企业名称预先核准通知书” (предварительное утверждение названия предприятия).
Лучше всего изначально найти агента, который будет помогать и курировать на каждом шагу, так как это очень сложный процесс, если Вы не понимаете китайский язык.
Аренда офиса или жилого помещения.
Не каждый арендодатель согласится регистрировать в своем доме чью-то компанию. Но нам тогда повезло - мы снимали квартиру не в столице, хозяин согласился предоставить нам договор собственности (поменять адрес компании не сложно). Но недостаточно просто принести документы от арендодателя и заявить - вот здесь мы работаем.
Нужно принести доказательства, что в этой квартире находится ваша компания.
Для этого необходимо придумать логотип и вывеску (это я делала сама в фотошопе, а после ее распечатали на пластиковой доске). Эту вывеску надо наклеить возле двери или на дверь и сфотографировать (потом можно снять). Так же надо предоставить вид рабочих мест. Мы с бывшим мужем организовали мини-офис в большой комнате из трех рабочих мест.
И если арендная плата помещения составляет свыше 10.000 юаней в год, то необходимо оплатить гербовый сбор в размере 10 юаней. Чек оплаты надо прикрепить к договору аренды.
Мы не написали устав компании.
Потому что мы не успели запустить ее. Пока шла подготовка начался коронавирус, мы не стали ничего делать, не хотели рисковать, а в итоге развелись (но это другая история). Образец устава компании можно скачать на сайте Торгово-промышленного управления и изменить его под себя.
Печать.
Здесь, как я уже написала, возникают трудности с умещением иностранного имени на печати. Но даже мое все же вместили. Выглядит вот так:
Примечание: я прочитала несколько статей по поводу открытия компании в Китае и обнаружила, что получение сертификата об открытии компании может быть как до, так и после открытия банковского счета в компании. В нашей ситуации мы сначала получили все сертификаты в Торгово-промышленном управлении, а уже затем сделали счет в банке. Сертификат выглядит вот так:
Открытие банковского счета.
Это мы сделали, и это было несложно. Мы выбрали местный городской банк, в котором моему мужу показалось максимально выгодно.
В бухгалтерии надо получить специальный бланк 银行询征函 и с ним отправиться в любой банк. В банк мы приносили абсолютно все документы, которые уже оформили на тот момент. Договор аренды, проверка имени, фото помещения, сертификаты компании и печати...
И на этом мы закончили. Я уехала из Китая уже почти год назад. Моя компания так и осталась, но если я с ней не разберусь, то ее закроют через 30 лет из-за банкроства.
Но если бы мы продолжили, то еще пришлось бы проделать немало работы. Как минимум получение лицензии в налоговой, поиск бухгалтера и т.д.